Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
- Президент России;
- Правительство России;
- правительства (администрация) субъектов РФ.
Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:
- определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
- нормотворчество;
- организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
- гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Подробнее
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.
При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.
Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.
Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Подробнее
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).
Особенности управления природопользованием
1. В чем заключаются сходство и различие между понятиями «географическая окружающая среда» и «природа»?2. В чем выражается «обмен веществ» между обществом и природой?3. Дайте определение понятия «природопользование».4. Какие виды природопользования вы знаете? Что между ними общего и различного?
Понятие управления природопользованием Управление –совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Понятие управления природопользованием стало употребляться в странах СНГ в конце 80-х – начале 90-х годов. В работах Римского клуба проблема управления (в т. ч. глобального) является одной из центральных. Управления природопользованием заключается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления природопользованием – обеспечитьэкологически безопасное и устойчивое (сбалансированное) развитие.
Характер систем управления:1) определяется поставленной целью;2) зависит от характеристики конкретной территории;3) зависит от выбранных способов воздействия – методов управления. Территория влияет на специфику природопользования итребует регионализации систем управления природопользованием. Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления. Организация системы управления природопользованием включает 6 составляющих (рис.38).
Управление природопользованием подразумевает управление не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий. В организации управления природопользованием существует ряд трудностей методологического характера. Так, при организации социо-эколого-экономических систем вместо понятия управление природопользованием следует говорить о направляемом развитии. Направляемое развитие отличается от процесса управления тем, что оно ограничено системой запретов и нормативов, задающих общее направление развития.
Рис.38. Организация системы управления природопользованием