Поиск

Государственное управление природопользованием

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Подробнее

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Подробнее

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Особенности управления природопользованием

1. В чем заключаются сходство и различие между понятиями «географическая окружающая среда» и «природа»?​2. В чем выражается «обмен веществ» между обществом и природой?​3. ​Дайте определение понятия «природопользование».​4. ​Какие виды природопользования вы знаете? Что между ними общего и различного?

   Понятие управления природопользованием  ​ Управление –совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Понятие управления природопользованием стало употребляться в странах СНГ в конце 80-х – начале 90-х годов. В работах Римского клуба проблема управления (в т. ч. глобального) является одной из центральных.​   Управления природопользованием заключается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий.    ​Цель управления природопользованием – обеспечитьэкологически безопасное и устойчивое (сбалансированное) развитие.

   Характер систем управления:​​1) определяется поставленной целью;​​2) зависит от характеристики конкретной территории;​​3) зависит от выбранных способов воздействия – методов управления.   ​​Территория влияет на специфику природопользования и​требует регионализации систем управления природопользованием.   Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.   ​Организация системы управления природопользованием включает 6 составляющих (рис.38).

   Управление природопользованием подразумевает управление не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий.  ​В организации управления природопользованием существует ряд ​трудностей методологического характера. Так, при организации  социо-эколого-экономических систем вместо понятия управление  природопользованием следует говорить о направляемом развитии.    ​Направляемое развитие отличается от процесса управления тем, что оно ограничено системой запретов и нормативов, задающих общее направление развития.

Рис.38. Организация системы управления природопользованием

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий