Поиск

Компетенция местного самоуправления

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

  1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
  2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

Последний повсеместно представлен на территории РФ.

Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

Структурная единицаОписание
Локальная администрация1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
Представительный орган1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
4. Численный состав определяется Уставом.
5. Вопросы решаются коллегиально.
6. В компетенции находятся:принятие устава;
утверждение бюджета;
ведение сборами и налогами местного значения.
Глава1. Считается высшим должностным лицом.
2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
3. Эта должность подконтрольна населению.
4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
Контрольный орган1. Учреждается Уставом.
2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.
3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

Административная структура формируется представительным органом

Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

Основные моменты местного самоуправления

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Перечень ключевых полномочий

В Федеральном законе 2003 г. № 131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены с опорой на систему утвержденных положений. Прежде всего, это те вопросы местного значения, которые относят к сфере влияния МСУ. Они сформулированы на базе деления муниципальных образований на типы, а именно:

  • вопросы местного значения поселения,
  • вопросы местного значения муниципального района,
  • вопросы местного значения городского округа.

Для всех муниципальных образований имеет место общий перечень вопросов, к которым можно смело отнести следующее:

  • формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов,
  • контроль за исполнением бюджетов,
  • установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровней местных налогов и сборов,
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом .

Все иные местные вопросы решаются в соответствии с полномочиями поселений и муниципальных районов. Что касается городских округов, то весь перечень вопросов местного значения находится в сфере влияния.

Органы Местного самоуправления поселений решают широкий круг вопросов, которые связаны с повседневным жизнеобеспечением населения. К примеру, именно местные власти занимаются вопросом обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Также к числу полномочий органов МСУ поселков относят:

  • организацию в границах поселения тепло- и водоснабжения населения,
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности,
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры,
  • организация благоустройства и озеленения территории,
  • планирование застройки поселений,
  • организация освещения улиц,
  • установки уличных указателей и т. п.

Ряд аспектов перенесены в сферу “вопросы местного значения” и успешно решаются местными властями. Разграничение между полномочиями поселения и полномочиями муниципального района выглядит примерно следующим образом: что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

В качестве примера можно привести организацию транспортного обслуживания населения. Так, в границах поселения вопросы с транспортом решает поселение, а муниципальный район решает проблемы организацияи транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В настоящее время активно используется градация поселений по уровню загруженности теми или иными полномочиями. К уровню поселения отнесены:

  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания населения,
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К уровню муниципального района относится:

  • организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания поселений,
  • содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т. д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся:

  • организация общественного порядка,
  • предоставление начального и общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время,
  • предоставление основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других.

Однако не следует забывать, что в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Это сделано для избежания халатности на местах, снижения коррупции и воровства муниципальных властей.

Теперь рассмотрим полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Они представлены на рисунке ниже.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Рассмотрев полномочия органов местного самоуправления можно с уверенность утверждать, что вся система нуждается в реформировании. Необходимо усиливать вертикаль власти. Только сильный контроль позволит снизить уровень разгильдяйства и воровства на местном уровне.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. Бобылева Е.А. Принцип субсидиарности в праве Европейского Союза // Актуальные проблемы российского права №. 2008 г. Стр.437-449
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

10 − 9 =

Adblock
detector