Обжалование решения
Решения, которые выносятся относительно факта конфискации надела, могут быть обжалованы в судебных органах:
- когда собственник не согласен с рассматриваемой процедурой;
- если не приняты предложенные условия.
В действующем законодательстве не в полной мере учитываются все имеющиеся нюансы относительно юридической процедуры изъятия. Зачастую владельцами участков не регистрируются права в едином реестре, который ведется государственными органами. Тогда возникают вопросы при подписании соглашений в случае установления долевого владения. Нюансы касаются и оценки наделов.
Природоохранные мероприятия
В ст. 13 ЗК предусмотрены обязанности субъектов, осуществляющих пользование землей. В частности, лица должны осуществлять мероприятия по:
- Сохранению почвы и ее плодородия.
- Защите земли от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами и прочих негативных факторов, вызывающих ее деградацию.
- Охране сельскохозяйственных территорий от заражения вредителями растений, зарастания сорняками, мелколесьем и прочего ухудшения состояния.
- Устранению последствий загрязнений, биогенного в том числе, а также захламления земель.
- Обеспечению сохранения надлежащего уровня мелиорации.
- Рекультивации, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению наделов в оборот.
Законодательство
Процесс, согласно которому производится изъятие ЗУ, утверждается на законодательном уровне. В данном направлении действуют федеральные законы, такие как Земельный и Гражданский кодексы. Некоторые положения регламентируются уголовным законом.
С конфискацией земельного участка (ЗУ) прекращается право собственности относительно надела. Допускается принудительное конфискование земель, что подразумевает их передачу в собственность государства, соответственно, правомочия собственника частного лица в этот момент прекращаются.
Порядок изъятия земельного участка
Принудительное изъятие является одним из оснований прекращения вещного права на участок земли и допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Возможность такого изъятия обусловлена особыми качествами земли и ее целевым назначением.
Основания принудительного изъятия земли у собственника указаны в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ:
- Изъятие участка в случае использования его не по назначению или с нарушением законодательства (статьи 284, 285 ГК РФ);
- Изъятие участка путем обращение на него взыскания на основании судебного решения, вступившего в законную силу (статья 237 ГК РФ);
- Возмездное изъятие участка в случаях чрезвычайных обстоятельств (статья 51 ЗК РФ);
- Изъятие участка в виде санкции за совершенное собственником преступление (статья 50 ЗК РФ);
- Возмездное изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд (статья 49 ЗК РФ).
Бесплатная консультация адвоката по земельным спорамЦены на услуги адвоката по земельным спорам
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые правила изъятия земельных участков у правообладателей по указанным выше основаниям. Если раньше законодательство разделяло субъектов права в зависимости от конкретного вида права (собственность, аренда, иные виды пользования), то сейчас для целей изъятия участков все эти субъекты объединены понятием «правообладатели».
Одним из главных условий существования права собственности за землю является ее использование по целевому назначению и с соблюдением требований законодательства. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что нарушение этих базовых правил влечет изъятие участков в следующих случаях:
- Участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или для целей строительства, может быть изъят при условии не использования его для указанных целей в течение более чем трех лет.
- Участок используется с грубым нарушением правил, предусмотренных законодательством (не в соответствии с установленным целевым назначением; с ухудшением качественных свойств земли).
Данные основания изъятия распространяются не только в отношении права собственности, аналогичные правила действуют в отношении иных прав (аренды и т.д.). Изъятие участков в этом случае осуществляется в следующем порядке:
- Правообладатель привлекается к административной ответственности с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства;
- Материалы о возможности принудительного изъятия направляются в орган исполнительной власти для последующей передачи в суд;
- В случае, если основания для изъятия участка не устранены правообладателем, суд имеет право вынести решение об изъятии участка путем продажи с публичных торгов.
Начальная цена публичных торгов определяется рыночной стоимостью земли, а средства, вырученные от продажи участка на торгах, выплачиваются предыдущему собственнику за вычетом расходов на проведение торгов.
Изъятие участка в виде санкции за совершение преступления (конфискация) является безвозмездным. В этом случае бывший правообладатель не имеет права на получение какой-либо компенсации за принадлежавший ему земельный участок.
Статья 51 Земельного кодекса РФ предусматривает примерный перечень условий, при которых допускается временное возмездное изъятие участка у правообладателя (реквизиция):
- Наличие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.д.);
- Необходимость защиты жизненно важных интересов граждан и государства от данных обстоятельств.
Реквизиция носит временный характер, после прекращения указанных выше оснований участок подлежит возвращению правообладателю с компенсацией убытков. При реквизиции и невозможности возврата, собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого участка.
Основания для возмездного изъятия (выкупа) участков земли для государственных и муниципальных нужд предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса РФ:
- Необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации;
- Необходимость размещения объектов государственного (муниципального) значения, если иные варианты их возможного размещения отсутствуют;
- Иные случаи, прямо предусмотренные федеральным законодательством.
Выкуп земли для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти.
Любое решение об изъятии участка подлежит обязательной государственной регистрации.
Принудительное изъятие
В качестве одного из основания для прекращения прав собственности рассматривается принудительное изъятие надела. Производится процедура только в установленном законом порядке. К ним относят:
- выкуп наделов для нужд государства и муниципалитета;
- производится реквизиция;
- если участок используется ненадлежащим образом.
Положения по изъятию ЗУ для муниципальных и государственных нужд
Законодателем предполагается принудительное изъятие наделов в государственных или муниципальных нуждах, но при этом заранее собственникам должна быть выплачена компенсация. Если лицо не соглашается на выкуп, то органы власти подают иск в суд. Когда достигнуто соглашение – производится процедура в административном порядке.
К примеру, на совещании госоргана было принято решение о прокладывании дороги по территории, где располагался участок, принадлежащий К. Чиновниками был соблюден установленный в законе порядок, проведена оценка и К. выплачена рыночная стоимость его надела.
Обратить взыскание могут на основании решения, вынесенного судом. Однако иной порядок может быть предусмотрен в законе или договоре.
Относительно реквизиции земельное законодательство предусматривает, что при различного рода авариях, стихийных бедствиях, эпизоотиях, и других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер ЗУ на некоторое время может быть изъят у собственника. После прекращения оснований, по которым проводилась процедура – надел возвращают.
Изъятие по причине ненадлежащего использования производится, если человек не использует надел в соответствии с установленным назначением, либо использует, нарушая действующие нормы права. Это могут быть случаи:
- надел имеет сельскохозяйственное значение и не используется более трех лет;
- при использовании нарушаются рациональные правила относительно использования надела.
Если собственник согласен с процедурой, то реализация производится путем публичных торгов. В иных ситуациях допускается продажа надела по решению, вынесенному судьей.
Актуальность
Не каждый участок может быть отобран у законного владельца. Возможность данного действия не означает, что государство вправе требовать изъятия в любой ситуации, когда пожелает возвести на таких землях объекты или как-то по другому их использовать.
В качестве основания выступает необходимость строительства, например, промышленных объектов, дорог, сооружений при условии, что возведение в любом другом месте не представляется возможным.
Один из примеров – возведение олимпийских объектов в Сочи, перед проведением Олимпиады. Также земли периодически изымаются для обеспечения целей газоснабжения и прокладывания нефтепроводов, линий электропередач и так далее.
Государственный или муниципальный орган должен выявить участки, которые нужно изъять, на стадии создания проектной документации. Одновременно с этим проводится их предварительная оценка. Чаще всего примерная выкупная цена определяется на основании имеющейся кадастровой документации и затем составляется предложение собственнику.
Схема процедуры изъятия
В соответствии с ЗК России процедура изъятия земли состоит из следующих шагов:
- Выявление правообладателей.
- Вынесение решения об изъятии.
- Подготовка соглашения с указанием размера компенсации (возмещения).
- Заключение соглашения.
- Регистрация перехода прав собственности.
Выявление правообладателей
Необходимость выявить собственников земли регламентируется статьёй 56.5 ЗК России. Чтобы определить владельцев, орган власти, который инициирует изъятие, должен обратиться в Росреестр. В случае отсутствия данных информация сверяется с архивами. Затем на официальном сайте органа власти публикуется сообщение о розыске правообладателей. Оно должно появиться за 60 дней до запуска процедуры изъятия. Если ни один из этих шагов не даёт результата, тогда орган власти должен обратиться в суд для установления права собственности на этот участок.
Решение
После определения правообладателей орган, инициирующий изъятие, подготавливает решение. В нём указываются следующие сведения:
- Месторасположение участка (для его подтверждения в пакет документов должна входить схема расположения).
- Цель изъятия.
- Основания для изъятия с указанием номеров и дат составления документов, которые подтверждают наличие оснований.
- Адрес и реквизиты организации, если решение выносится на основании ходатайства организации, имеющей право инициировать изъятие.
- Дата составления и подписи уполномоченных лиц.
Не позднее чем через 10 дней после вынесения решения оно должно быть направлено в Росреестр и правообладателям. Кроме того, информация об изъятии должна быть опубликована в открытых источниках органа власти, выносившего решение и в СМИ. После публикации или получения решения правообладатель считается уведомлённым об изъятии.
Компенсация (возмещение)
Компенсация, или материальное возмещение – это цена, уплачиваемая органом-инициатором изъятия или организацией, подавшей ходатайство, которая включает в себя:
- Стоимость (рыночная) земельного участка и объектов недвижимости, если таковые имеются.
- Размер убытков, которые может понести правообладатель.
- Компенсационную выплату за упущенную выгоду, которую мог получить правообладатель при эксплуатации земли.
Возмещение выплачивается не только собственникам земли, но и правообладателям, которые распоряжались участком по праву аренды, безвозмездного и/или бессрочного использования, а также наследования.
Стоимость определяется комиссией по оценке рыночной цены. В неё входит не только стоимость земли, но и всех завершённых и незавершённых объектов недвижимости, если они есть на изымаемом участке.
Стоимость компенсации (возмещения) должна быть определена в срок не позже, чем за 60 суток до перенаправления соглашения собственнику.
Обратите внимание, что при согласии правообладателя земля может быть заменена на равноценный участок в другом месте. Для этого между органом власти и правообладателем заключается договор мены
Соглашение
Соглашение заключается не только на участок, но и на все объекты недвижимости, которые на нём расположены.
Оно должно подписываться с каждым из правообладателей. Для этого проект соглашения направляется собственникам. При их согласии с условиями они подписывают его и перенаправляют в орган, инициирующий изъятие, или в организацию, подавшую ходатайство. В случае, если правообладатель не согласен с условиями, он должен предоставить альтернативные условия, при которых он готов подписать соглашение.
Обратите внимание, что владелец должен подписать или предоставить альтернативные условия не позже, чем по истечению 90 суток с момента получения проекта соглашения. В противном случае орган власти, инициирующий изъятие, или организация, подавшая ходатайство, имеет право обратиться в суд для вынесения решения о принудительном изъятии
Регистрация
После подписания соглашения данные передаются в Росреестр и вносятся изменения в ЕГРН. После этого права на владение, пользование и распоряжение землёй переходят в пользу органа власти или организации, подававшей ходатайство.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Получение указания на изъятие ЗУ в соответствии целям и задачам проводимых или планируемых государством работ, определяется на федеральном уровне. Распоряжение носит резолютивный характер и передаётся в сторону региональных властей, которые обязаны:
- ответить согласием;
- принять к рассмотрению;
- организовать работы по изъятию участков.
В число видов организационной деятельности входит нижеследующее:
- согласование процедуры с правообладателем;
- оценка частных владений;
- установление выкупной стоимости;
- процедура купли-продажи ЗУ (выкупа).
Решение об изъятии земельного участка принимается органом местной власти на основании федеральной резолюции. Муниципалитет подготавливает постановление об изъятии и знакомит с ним граждан, попавших под программу расселения путём предоставления аналогичных условий или выкупа.
В Постановлении требуется указать:
- причины, на основании которых допускается прекращение права пользования;
- сроки, определённые для проведения работ;
- федеральная резолюция, регламентирующая изъятие;
- примерный план работ.
Постановление утверждается главой городского или областного исполкома, в зависимости от территории участков, подлежащих расселению. Если затрагиваются сельскохозяйственные земли или населённые пункты сельской администрации, копия документа отсылается в местный исполком. Так же в адрес районных центров выдаётся резолюция по привлечению уполномоченных лиц к исполнению распоряжений и организации работ.
Собственник земельного участка извещается о его изъятии трижды. В первом случае оно высылается после получения муниципалитетом федеральной резолюции, где формулируются причины проведения процесса, с опорой на составленное Постановление. Во втором случае граждане извещаются по окончании организационных работ, когда определяются основные их виды и выявлены участки, подлежащие изъятию. Третье извещение направляется в виде резолюции, требующей освобождения указанной территории.
Сроки изъятия регламентируются в отношении последнего уведомления, которое должно предоставляться заинтересованным лицам не позднее чем за 1 год до начала производства работ по расселению обозначенного массива. В течение указанного срока, граждане попавшие под программу изъятия земель обязаны составить соглашение с муниципалитетом или попытаться оспорить принятое исполкомом решение. По завершении указанного срока сопротивление принятому решению недопустимо, так как оно может нанести существенный вред проводимым работам, с вытекающими правовыми последствиями.
Соглашение об изъятии – оптимальный вариант действий в данной ситуации. Однако граждане могут контролировать принцип соразмерности предоставления компенсации и предъявлять уместные требования и претензии, что не противоречит процедуре.
Соглашение об изъятии земельного участка, образец которого доступен здесь и в конце статьи, составляется в свободной форме, бланки разрабатывает администрация. Для каждого собственника вносятся соответствующие его недвижимому имуществу параметры из числа следующих:
- наименование уполномоченного органа;
- сведения о собственнике;
- технические и кадастровые характеристики ЗУ;
- сведения о правоустанавливающей документации (например, акт приема-передачи ЗУ);
- серия и номер свидетельства о собственности;
- сведения о наличии (отсутствии) капитального строения;
- технические и кадастровые характеристики строения;
- стоимость недвижимости.
Далее следует сделать ссылку на Постановление, санкционирующее выкуп недвижимости при изымании, и указываются обязанности сторон. В частности:
- Собственник обязуется освободить территории к указанному органом власти сроку.
- Администрация обязуется предоставить соразмерную компенсацию. Условия компенсации прописываются подробно.
На основании этого документа граждане получат обещанные условия для организации нового места проживания или ЗУ аналогичной категории и целевого назначения. Это вся процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Чаще всего никаких особенностей и нюансов здесь не возникает.
Как принимается решение об изъятии
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.
До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.
Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.
Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.
Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.
Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.
Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.
Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.
Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.
Принудительное изъятие имущества у собственника.
Лишь в двух случаях допускается безвозмездное изъятие у собственника имущества без его воли: обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам(долгам) (ст. 237 ГК) и конфискация имущества в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в соответствии со ст. 243 ГК.
Рассмотрим указанные основания принудительного изъятия. Ст. 238 ГК предусматривает прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона. Эта норма направлена на защиту общественных интересов, поскольку речь может идти о вещах, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных (ст. 129 ГК). Если имущество приобретено незаконно (например, оружие, наркотики и др.), то оно изымается и право собственности на него не возникает. Но если данные вещи приобретены лицом правомерно (например, оружие, валютные ценности перешли по наследству, либо при реорганизации юридического лица), но само это лицо по закону не может владеть таким имуществом, оно подлежит изъятию по решению суда на воз-мездных началах, если сам владелец не реализует это имущество в течение года с момента его приобретения.
Особый случай принудительного возмездного изъятия недвижимости установлен ст. 239 ГК. В статье предусмотрена ситуация, когда земельный участок (горный отвод, акватория и др.) изымается в общественных интересах (строительство какого-либо объекта, прокладки трубопровода и т. п.). Если на таком участке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущество, которое подлежит сносу, то собственник этих объектов вправе получить соответствующую компенсацию.
Принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
Для положительного решения этого вопроса необходимо установить следующее: а) речь должна идти не о любых предметах, а только об особо охраняемых государством культурных ценностей, составляющих культурное наследие народов Российской Федерации; б) изъятие возможно только в судебном порядке. При этом должен быть установлен факт бесхозяйственного содержания конкретных ценностей, в результате чего имеется реальная угроза их утраты. Правило это применимо для частных собственников, а не для государственных или муниципальных музеев, других учреждений, обязанных профессионально грамотно хранить вверенные им художественные ценности; в) указанные ценности изымаются на возмездных началах путем выкупа на основании договора либо компенсации из вырученных средств от продажи с торгов.
принудительный выкуп у собственника принадлежащих ему домашних животных. По смыслу ст. 241 ГК речь идет о случаях грубого, вызывающе безнравственного, жестокого отношения к домашним животным со стороны собственника и членов его семьи. Такой выкуп возможен на основании судебного решения; размер выкупа в случае спора также определяется судом.
реквизиция, т. е. принудительного изъятия у собственника его имущества в неотложных общественных интересах, но с обязательной компенсацией, являются уже известным основанием прекращения права частной собственности граждан и юридических лиц
Важно отметить, что в законе реквизиция допускается при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Кроме того, реквизиция возможна по решению государственных органов, а не в судебном порядке
Однако в качестве новых дополнительных гарантий защиты интересов собственника предусмотрена возможность судебного оспаривания размера компенсации (п. 2 ст. 242 ГК). Кроме того, собственнику дано право истребовать по суду сохранившееся имущество после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции. При этом возможные расчеты между прежним и новым собственниками должны производиться по взаимному соглашению, а в случае спора — судом.
Что такое ненадлежащее использование
Каждый собственник земли обязан соблюдать правила рационального пользования природными ресурсами. Понятие «рациональное пользование» может предусматривать:
- исключение ухудшения плодородных свойств почвы, деградации и загрязнения земли;
- сохранение свойств и уровня плодородности почвы;
- эксплуатация участка по законному назначению;
- применение нужных мер для охраны самого участка и также водных и лесных объектов;
- выполнение мероприятий, направленных на восстановления плодородности почвы.
Соответственно под понятием «ненадлежащее использование» необходимо понимать эксплуатацию участка с грубыми нарушениями юридических норм. К факторам неправильного использования относят:
- ненадлежащий способ эксплуатации земельного надела (например, на участке, который отдается под сельхозназначение, возводится жилой дом);
- нерациональная эксплуатация участка;
- неиспользование земли в течение как минимум трех лет (например, земля была получена под ИЖС, но строительство жилого дома так и не было начато).
Во всех таких случаях у государства есть право осуществлять принудительное изъятие земельного участка.