Поиск

Ответственность за нарушение авторских и смежных прав

Наказание по КоАП РФ

Административное наказание грозит за каждый факт нарушения авторских прав, а санкции могут быть назначены гражданам, должностным лицам или организациям. Выделим направления, по которым наступает ответственность по ст. 7.12 КоАП РФ:

  • противоправное использование контрафактных экземпляров с произведениями с целью извлечения дохода;
  • незаконный ввоз контрафактной продукции на территорию РФ;
  • реализация или сдача в прокат аналогичной продукции;
  • иное нарушение авторских прав, если виновное лицо совершило их для извлечения прибыли.

Таким образом, ключевым условием для административных мер воздействия является не только выявление факта нарушения, но и деятельность правонарушителя с целью извлечения дохода. Размер такого дохода не имеет значения.

Более того, наказание грозит даже при пресечении проступка, когда нарушитель еще не успел получить доход.

За каждый доказанный факт нарушения будет назначен штраф, размер которого зависит от статуса виновного лица:

  • гражданам придется заплатить от 1500 до 2000 руб.;
  • должностные лица наказываются штрафом в сумме от 10 до 20 тыс. руб.;
  • организации, допустившие нарушение авторских прав, будут оплачивать штраф в сумме от 30 до 40 тыс. руб.

Обязательным требованием при назначении административного наказания является принудительная конфискация контрафактных экземпляров на материальных или цифровых носителях, оборудования и материалов для их изготовления. Даже при назначении административного штрафа, правонарушитель не освобождается от обязанности полностью возместить убытки или выплатить компенсацию, присужденные в гражданском процессе.

Причины пиратства

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и эффектом масштаба. Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли – первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества – компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

07.12.2015

Галина Короткевич

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Share
Share
Tweet
Class
Plus

Иные наши полезные и интересные материалы:

а) почему юристы такие дорогие (обязательно к прочтению всеми!);

б) изменения в ГК РФ в части ст.317.1 (с судебной практикой);

в) ошибки при отчуждении доли в уставном капитале общества;

г) проценты за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ);

д) уменьшение неустойки (ст.333 ГК РФ);

е) устав ООО и АО: ошибки и судебные споры.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

1) сопровождение бизнеса;2) защита интеллектуальной собственности;3) ведение судебных споров;4) корпоративная практика;5) недвижимость;6) налоговое право.

Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе “Статьи”.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов! 

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон  +7 (383) 310-38-76Адрес электронной почты [email protected]

Юридическая фирма “Ветров и партнеры” больше чем просто юридические услуги

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача. 

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней; 

-в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя – 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации. 

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков. 

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого – в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю. 

4.Для изготовителя базы данных – в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных. 

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. 

6.Личные неимущественные права – авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно. 

Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав

Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).

Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.

В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.

Если последует отказ в возбуждении уголовного дела, то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.

В-четвертых, дела о нарушении авторских прав не приостанавливаются по причине примирения сторон. Производство по ним протекает в общем порядке (с проведением органами прокуратуры предварительного расследования).

В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.

По данным статистики, меры именно уголовной ответственности относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.

В каких странах распространено данное правонарушение?

По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.

Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:

  1. Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
  2. Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.

Противоправное использование

Под ним следует понимать воспроизведение или распространение предмета прав без согласия на это автора либо другого правообладателя. Пояснения по этому действию присутствуют в пленарном постановлении ВС №14 от 26 апр. 2007 г. Как отмечается в акте, противоправным будет считаться умышленное использование произведений и иных объектов прав, которое осуществляется в нарушение предписаний, присутствующих в законодательстве, регулирующем отношения, возникающие при создании и применении на практике произведений искусства, литературы, науки, фонограмм, постановок, исполнений, передач кабельного или эфирного вещания.

Способ защиты: жалоба и иск в суд

При нарушении авторского права, правообладатель может обратиться к нарушителю с претензией либо как способ защиты прав должен сразу подать иск в суд.

В исковом заявлении необходимо обязательно указать:

  • контакты сторон;
  • название произведения и доказательства авторства;
  • суть нарушения (использование в определенные даты произведения без разрешения и пр.);
  • исковые требования;
  • список прилагаемых документов.

В качестве исковых требований можно потребовать признать незаконным использование произведения, обязать прекратить его прокат, размещение в сети или тиражирование, взыскать убытки и принять меры для защиты репутации автора.

  • Скачать бланк иска о нарушении авторских прав
  • Скачать образец искового заявления о нарушении авторских прав

Жалобу на нарушение прав можно подать на сайты в интернете, где были опубликованы вашим материалы без согласования.

К примеру, такой вариант решения проблемы предлагает сервиc youtube.com, rutube.ru и другие сайты. После расследования, если информация о нарушении подтвердится, имя правообладателя будет опубликовано вместо удаленного контента. Подавать в этом случае иск о возмещении убытков в суд или нет решает сам правообладатель.

  • Скачать бланк жалобы на нарушение авторских прав
  • Скачать образец жалобы на нарушение авторских прав

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Комментарий к статье 146 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и охрана интеллектуальной собственности. Отношения собственности в сфере творчества регламентируются нормами авторского права. За посягательства на основные существенные интересы в сфере авторского права в ст. 146 УК предусмотрена уголовная ответственность.

2. В ч. 1 этой статьи определены признаки плагиата (присвоения авторства) как одной из форм посягательств на права автора и других правообладателей.

Автор (а также соавтор) – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (устное, письменное, драматическое или музыкальное с текстом или без текста, кинофильм, живописное, хореографическое и пр.) (ст. 4 Закона РФ от 9 июля 1993 г. “Об авторском праве и смежных правах”). Под иными правообладателями понимаются наследники и иные правопреемники автора, юридические лица в порядке, установленном законодательством РФ, организации, выпускающие периодические и другие издания, переводчики.

Деяние заключается в присвоении авторства виновным – выпуске, издании, опубликовании, демонстрации чужого произведения под его именем, а также в других действиях, посредством которых виновный вводит или пытается ввести в заблуждение других лиц для использования объекта авторского права от своего имени.

Плагиат является наказуемым только в случае причинения автору или иному правообладателю крупного ущерба. При оценке ущерба как крупного могут применяться признаки, указанные в примечаниях к ст. 146 УК. Однако значение ущерба не исчерпывается стоимостью количества объектов авторских прав или контрафактных экземпляров. При установлении признаков крупного ущерба следует учитывать всю совокупность авторских прав, имущественных интересов правообладателя и последствий их нарушения.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 146 УК, является оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

3. Субъект этого преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона состава этого преступления включает прямой умысел.

4. Часть 2 ст. 146 УК определяет признаки самостоятельного состава незаконного использования объектов авторского права или смежных прав, а также приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта.

Для наличия этого состава преступления достаточно совершения виновным любого из перечисленных действий.

5. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав – использование этих объектов без согласия автора или его правопреемников, а равно без согласия носителя смежного права и его правопреемников либо использование объектов авторского и смежных прав в нарушение действующего законодательства.

Под использованием объектов авторского права и смежных прав понимается: издание, тиражирование, публичное воспроизведение, исполнение, показ, прочтение и переработка чужого произведения.

6. Незаконное приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских или смежных прав.

Приобретение, хранение и перевозка контрафактных экземпляров и фонограмм (например, видео- и аудиокассет) влечет уголовную ответственность только при наличии цели их сбыта.

Состав ч. 2 ст. 146 УК является формальным, а преступление оконченным с момента совершения указанных в законе действий. Признак крупного размера относится не к последствиям, а к характеристике признаков самого деяния – стоимости контрафактных объектов, необходимой для отграничения этого преступления от гражданского правонарушения.

7. Вина в форме прямого умысла.

Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Квалифицирующие признаки ч. 3 ст. 146 УК относятся только к преступлению, предусмотренному ч. 2 этой статьи: а) совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК); б) в особо крупном размере (см. примечание к ст. 146 УК); г) с использованием служебного положения.

9. О судебной практике по делам о преступлении, предусмотренном ст. 146 УК, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 “О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака”.

Нарушения явного характера

Если рассматривать нарушения в данной области, они могут быть как явные, так и скрытые. Первая категория нарушений прав относится к случаям, когда субъект (гражданин, организация) выдает произведение за свое собственное. Это может быть как книга (текст с сохранением оригинальных слов и форматирования), так и компьютерная игра (или фильм).

По поводу текстовых изданий необходимо отметить, что вопрос оказывается спорным в том случае, если внешний вид и структура похожи, но содержание отличается. В этом случае нарушение отсутствует.

В современный век компьютерных технологий практически все литературные произведения разных категорий (включая работы студентов) размещены во Всемирной сети. Именно поэтому при использовании какого-либо материала необходимо размещать информацию о том, где этот материал скопирован, вплоть до наименования издательства и другой информации. В других случаях, если есть сомнения об оригинальности, используют систему “Антиплагиат”, которая проверит совпадения проверяемого текста с существующими в интернете.

Кроме этого, грубейшим и уголовно наказуемым нарушением прав, согласно ст. 146 УК РФ, является, к примеру, распространение дисков с играми или фильмами. Здесь два варианта: произведение уже вышло в прокат или продажу или имеет место распространение дорелизного объекта (который был только анонсирован).

Безусловно, нарушение авторского права бывает и с использованием довольно известных произведений искусства, литературы и других областей. Тогда здесь стоит говорить не о присвоении авторства, так как все знают, что, к примеру, «Идиот» написал Достоевский, а о попытке воспользоваться выгодой от существования данного шедевра.

Как трактует правонарушение УК

Статья 146 УК РФ разделяет ущерб авторов на два вида:

  1. Общий.
  2. Квалифицированный.

В первом случае речь идет про плагиат, когда кто-то присваивает себе плоды чужого творчества, и незаконное использование интеллектуальной собственности, включая создание контрафактов.

Незаконное использование тех или иных интеллектуальных продуктов встречается заметно чаще, чем плагиат. К нему можно отнести:

  • Просмотр и скачивание фильмов на сайтах.
  • Использование программного обеспечения для монтажа, обработки фотографий и т.д.

Что касается такого понятия, как смежное право, то тут речь идет о том, что происходит кража интеллектуального труда посредством:

  • Деятельности исполнителя;
  • Записей и фонограмм;
  • Треков радио;
  • Информационных баз;
  • Программных продуктов и т.д.

Например, поэт и композитор подписали договор с исполнителем песни – реализовать конечный продукт может и певец. Также он может разрешить использовать третьим лицам это произведение за деньги.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны – для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами. 

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права. 

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий, а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав. 

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций. 

Заключение

Охрана авторского права зависит не только от объективной формы и творческого характера произведения

Немаловажное значение имеет место их нахождения, обнародования, а также гражданство создателя. Согласно ст

1256 ГК, авторские права действуют на все произведения, имеющиеся объективно выраженную форму на территории РФ. В отношении продуктов интеллектуального труда, находящихся за границей, действуют несколько иные правила. Авторское право на такого рода произведения признается исключительно за создателями-гражданами России, а также их правопреемниками. За лицами, являющимися подданными других стран, юридические возможности закрепляются в соответствии с положениями международных соглашений. СССР, а также Россия как его преемник, выступает в качестве участника нескольких двусторонних договоров о взаимной защите интеллектуальной собственности или авторского права. Этими соглашениями для создателей устанавливается внутригосударственный правовой режим.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий