Поиск

Личностные характеристики социального конструктивизма

Конструкционистский анализ социальной реальности

Социальный конструкционизм рассматривает процессы формирования людьми социальных феноменов. Одним из продуктов институализации социальных феноменов являются традиции. Конструируемая социальная реальность — перманентный, динамический процесс; реальность воспроизводится людьми в процессах её интерпретации ими и формулировки знаний о ней. Бергер и Лукман обосновывают идею о том, что любое знание, включая самые основополагающие представления о социальной реальности, образующие так называемый здравый смысл, происходит и поддерживается за счёт социальных интеракций.

В социальном взаимодействии люди исходят из предпосылки о схожести восприятий реальности, из «здравого смысла». Основывая свою активность на данном убеждении их общие представления и понимание реальности повседневной жизни воспроизводятся и закрепляются. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей — социальной конвенции, то любые человеческие типологии и системы ценностей, социальные образования воспринимаются людьми как объективная реальность. Таким образом социальная реальность конструируется самими акторами.

Одной из задач социального конструкционизма является исследование тех процессов, посредством которых человек формирует, институализирует, постигает и интегрирует в традицию и социальные ценности социальные феномены. Поскольку социальные конструкты, как интерпретации реальности и объекты знания, не предзаданы от «природы», они должны постоянно поддерживаться и подтверждаться, чтобы существовать.

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её. С точки зрения теории социальный конструкт и лежащая в его основе идея остаются изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или сообществу. Человек избирателен по отношению к социальным конструктам, принимая одни и отвергая другие. Существование социальных конструктов не определяется трансцендентной сущностью или природой. В то же время такое понимание социального контрукта не следует трактовать как радикальный антидетерминизм.

Социальный конструкционизм противопоставляется эссенциализму — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.

Умеренный и радикальный конструкционизмы

Умеренный конструкционизм в отличие от радикального (строгого) конструкционизма предполагает в качестве основы социальных конструкций “грубые факты” (brute facts). Сёрль настаивает, «невозможно такое, как утверждают некоторые антиреалисты, что все факты являются институциональными, что не существует грубых фактов, невозможно постольку, поскольку анализ структуры институциональных фактов свидетельствует об их логической зависимости от грубых фактов. Предполагая, что все факты являются институциональными, мы оказываемся в бесконечном регрессе или замкнутом цикле при рассмотрении институциональных фактов. Чтобы какие-либо факты были институциональными, должны существовать какие-то грубые факты.»

Примечания

  1. Chiari, G., & Nuzzo, M. L. (1996b). Psychological constructivisms: A metatheoretical differentiation. Journal of Constructivist Psychology, 9, 163-184
  2. Raskin, J. D. (2006). Constructivist theories. In J. C. Thomas & D. L. Segal (Eds.), Comprehensive handbook of personality and psychopathology. Vol. 1: Personality and everyday functioning (pp. 212-229). New York, NY: John Wiley.
  3. См. напр. Выготский Л. С. История развития высших психических функций, 1931
  4. Pinch, Trevor J. and Wiebe E. Bijker. “The Social Construction of Facts and Artefacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other.” Social Studies of Science 14 (August 1984): 399-441.

Конструктивистский подход в социальной психологии и его специфика

Приводится
по: Янчук В.А.
Введение в
современную
социальную
психологию. –
Минск: АСАР, 2005, с.
148-161.

Вопросы:

  1. Методологические
    основания
    социально-конструктивистского
    подхода.
  2. Основные
    теоретические
    подходы в
    социальном
    конструктивизме.
  3. Специфика
    конструктивистского
    подхода в
    социальной психологии.

Методологические
основания
социально-конструктивистского
подхода

Понятие
«конструктивизм»,
уходящий
своими
корнями в
фундаментальные
работы таких
философов,
как Вико и
Кант,
является
термином,
который
сегодня
применяется
для обозначения
многочисленных
подходов в
различных
областях научного
знания,
включая
экономику,
биологию,
математику,
физику,
социологию,
социальную
психологию.

В
психологии
конструктивизм,
как отмечает
Махони,
относится к
ряду теорий,
разделяющих
утверждение
о том, что
человеческие
знания и
жизнедеятельность
предполагают
(про)активное
участие
индивидов» (Mahoney, 1988, c. 2)].
Понимание последнего
опосредованно
социальным
контекстом, в
котором это
участие
реализуется.
Границы между
личностью и
контекстом
весьма неопределенны,
что создает
сложности
для
определения
их роли в
характере и
особенностях
взаимодействия.
С позиций
конструктивизма,
социальный
мир – это
социальная
история,
социальная
практика,
социальные
структуры,
социальные
сферы,
обусловливающие
повседневные
размышления
и
взаимодействия;
и все это
должно быть стержнем
психологических
исследований.

Двумя
другими
характерными
чертами конструктивистских
психологических
теорий являются
«морфогенические
ядерные структуры»
и
«самоорганизуемое
развитие». Первые
структурированы
таким
образом, что
ядерные
процессы
доминируют
над
периферическими
аспектами личностного
функционирования.
Второе по существу
означает, что
каждый из нас
организует
свое
развитие
таким
образом,
чтобы поддерживать
в равновесии
и сохранять
собственную
идентичность,
т.е. акценты
смещаются от
чистого психологизма
к
социологизму
и антропологизму.

Анализ
социального
конструирования
мира связан с
вопросом
культурных
оснований самопознания
и
самопонимания
личности

Особое
внимание
здесь
уделяется
роли влияния
на культуру
языка и
дискурса

По
мнению
Стивенса и
Везерелла,
«социальный
конструктивизм
внес
наибольший
вклад в
формирование
сомнений о
самой
возможности
достижения
истинных
знаний вне
зависимости
от
личностных и
культурных
влияний. Если
мышление
формируется
через
интериоризацию
социального,
как утверждается
в рамках
данного
подхода, то наши
попытки
осмысления
социальной
жизни, вне
зависимости
от того
является ли
она академической
или правовой,
будет
отражать нашу
социальную,
культурную и
историческую
ситуацию» (1996, c. 359). В
этой связи
Герген (K.J.
Gergen),
один из
апологетов
социального
конструктивизма,
утверждает,
что
социальная
психология с
неизбежностью
принимает
форму истории,
т.е. описаний,
применимых к
определенным
обстоятельствам.

Один из
теоретиков
социального
конструктивизма
Харре (R.Harre),
подчеркивает
особую роль в
осмыслении
человеком
своего бытия
дискурса и
языка, и «если
вести речь о
фундаментальных
или наиболее
основополагающих
видах
социально-психологической
активности,
то наиболее подходящими
на эту роль
являются
рассказы и
социальные
взаимодействия.
Существенная
часть нашего
бытия как раз
и заключается
в диалогах,
монологах,
обменах
мнениями,
аргументации,
сплетнях.

Многообразие
авторских
позиций
отражает
таблица 1.

Таблица
1. Многообразие
конструктивистских
подходов

Подход

Представители

Анализ
рассуждений

Дискурсный
анализ

Этнометодология

Этогеника

Феминистские
исследования

Постструктурализм

Постмодернистские
политические
исследования

Риторика

Рефлексивная
этнография

Социология
научного
знания

Социокультурная
психология

Символический
интеракционизм

Atkinson, Heritage (1984)

Potter, Wetherell (1987)

Button (1991)

Harrй (1992)

Radke, Stam (1994)

Culler (1983), Hollway (1989)

Derian, Shapiro (1989)

Billig (1987)

Clifford Marcus (1986)

Latour Woolgar (1986)

Wertsch (1991)

Hewitt (1994)

Приводится
по: Porter
J., 1996.

Ориентация
в
существующем
многообразии
предполагает
прослеживание
особенностей
наиболее
известных
теоретических
моделей и
идей,
доминирующих
в социальном
конструктивизме
теорий
среднего уровня.
Одной из
наиболее
разработанных
является
теория
личностных
конструктов
Дж. Келли.

Социальный конструкционизм и социальный конструктивизм

Следует различать социальный конструкционизм и социальный конструктивизм. Социальный конструкционизм рассматривает динамику феномена относительно социального контекста, тогда как социальный конструктивизм изучает личностные процессы смыслополагания знания и опыта в социальном контексте. Поэтому социальный конструкционизм обычно рассматривается преимущественно как социологическая теория, тогда как социальный конструктивизм относят также и к психологическим концепциям. Как социологическая теория социальный контрукционизм склонен анализировать в качестве социальных конструкций прежде всего социальное действие и социальную активность как таковые

Социальный конструктивизм, основываясь на конструктивистской эпистемологии, акцентирует внимание на конструировании знания, языка и т.п. Несмотря на отличия, и социальный конструкционизм, и социальный конструктивизм являются комплементарными аспектами одного и того же процесса, посредством которого люди в обществе создают собственный культурный мир, а следовательно и самих себя.

Социальный конструкционизм Бергера и Лукмана восходит к философской феноменологии Мартина Хайдеггера и Эдмунда Гуссерля. С социологическими аспектами феноменологического учения Бергер ознакомился во время докторского исследования, научным руководителем которого был основоположник феноменологической социологии Альфред Шюц.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов происходит трансформация социального конструкционизма под влиянием Мишеля Фуко. Фуко и его последователи осуществили «нарративный поворот» в общественных науках. Это, в частности, оказало влияние на формирующуюся социологию научного знания и растущую сферу науковедения и изучения технологии (в английской терминологии — Science and Technology Studies, STS). Внутри самого социального конструкционизма есть разные течения, отклоняющиеся либо в сторону либерального конструкционизма (в духе Ю. Хабермаса полагающих, что в «идеальной речевой ситуации» сила вообще может быть исключена из взаимодействий в мировой политике), либо в направлении реалистского конструкционизма, который исходит из тезиса Мишеля Фуко, что некая форма силы всегда присутствует в любых условиях, включая и анархическую международную систему. Социальный конструкционизм всё же скорее склоняется в сторону либерального идеализма Канта и Хабермаса..

Карина Кнорр-Цетина (Karin Knorr Cetina), Бруно Латур, Барри Барнс (S. Barry Barnes), Стив Вулгар (Stephen Woolgar) использовали принципы и методологию социального конструкционизма для установления связи между тем, что в науках обычно называют объективными фактами, с процессами социального конструирования.

definition – Социальный_конструктивизм

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Социальный конструктивизм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Социальный конструктивизм (не путать:социальный конструкционизм К.Гергена) — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (). Целью социального конструктивизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Эта теория рассматривает пути создания людьми социальных феноменов, которые институционализируются и превращаются в традиции. Социально конструируемая реальность — постоянно идущий, динамический процесс; реальность перевоспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Бергер и Лукман приводят доводы в пользу того, что любое знание, включая базовое, как восприятие реальности исходя из здравого смысла, происходит и поддерживается за счёт социальных взаимоотношений. Когда люди общаются между собой, они делают это исходя из уверенности в том, что их восприятие реальности схоже; и действуя в согласии с этим убеждением их восприятие этого как истины повседневной жизни только закрепляется. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей, то, в результате, любые человеческие типологии, системы ценностей и социальные образования представляются людям как часть объективной реальности. Таким образом, можно сказать, что реальность конструируется самим обществом.

Согласно социальному конструктивизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её, при этом она остаётся изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или общности. Подразумевается, что человек проявляет избирательность по отношению к социальным конструктам, принимая одни, и отвергая другие. Социальные конструкты, в свою очередь, не являются законами ниспосланными свыше или законами природы. Однако, подобный подход, обычно, не предполагает радикального антидетерминизма.

Социальный конструктивизм диалектически противопоставляется эссенциализму – учению о том, что внеисторические сущности, определяющие категориальную структуру реальности, не зависят от сознания людей.

Библиография

  • Якимова, Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы: науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. — М.: ИНИОН, 1999. — 115 с. — (Социал. психология). — Библиогр.: с. 112—115 ISBN 5-248-00144-7
  • Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Отв. ред. М. П. Гапочка; Ред.-сост. Е. В. Якимова. — М.: ИНИОН, 1995. — 252 с. — (Социал. психология).

См. также

  • Конструктивизм
  • Конструктивный альтернативизм
  • Радикальный конструктивизм
  • Соотношение карты и территории
  • Субъективный характер опыта
  • Реальность консенсуса
  • Номинализм
  • Воображаемые сообщества
  • Воображаемые географии

«Constructivist Foundations» — независимый рецензируемый электронный журнал на некоммерческой основе (англ.)

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий