Поиск

Постклассическое государство в правовой системе общества

Социальное государство

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
  • установление минимальною размера оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
  • недопущение резкою имущественною расслоения;
  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

Социология

Рейтинг правовых государств:

Рейтинг правовых государств 2012

Страна

Ограничение полномочий правительства

Борьба с коррупцией

Порядок и безопасность

Права человека

Законность

Гражданский суд

Уголовный суд

Средний балл

1

Швеция

0,92

0,96

0,89

0,93

0,89

0,78

0,82

0,89

2

Дания

0,93

0,95

0,91

0,91

0,85

0,79

0,87

0,88

3

Финляндия

0,89

0,93

0,92

0,9

0,82

0,79

0,87

0,87

4

Норвегия

0,9

0,94

0,87

0,9

0,83

0,82

0,85

0,87

5

Нидерланды

0,86

0,93

0,86

0,84

0,83

0,8

0,8

0,85

6

Новая Зеландия

0,87

0,92

0,87

0,86

0,82

0,76

0,79

0,84

7

Австралия

0,88

0,9

0,86

0,84

0,83

0,72

0,72

0,83

8

Япония

0,8

0,84

0,89

0,78

0,87

0,77

0,68

0,81

9

Австрия

0,82

0,77

0,89

0,82

0,84

0,74

0,75

0,81

10

Сингапур

0,73

0,91

0,93

0,73

0,80

0,79

0,87

0,8

12

Германия

0.82

0.82

0.86

0.80

0.73

0.80

0.76

0.76

13

Китай

0.73

0.89

0.93

0.71

0.75

0.71

0.76

0.79

14

Великобритания

0.79

0.80

0.84

0.78

0.79

0.72

0.75

0.78

15

Франция

0.80

0.80

0.84

0.79

0.76

0.68

0.69

0.76

18

США

0.77

0.78

0.83

0.73

0.70

0.65

0.65

0.73

80

Украина

0.36

0.25

0.74

0.58

0.35

0.52

0.39

0.46

85

Россия

0,31

0,39

0,49

0,47

0,45

0,5

0,4

0,43

Источники таблицы: 

www.rating.rbc.ru

Правовое государство

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

1384

Laclau E. New Reflections on the Revolution of Our Time. London, 1990. P. 89. – Интересный и поучительный пример “социальной амнезии”, создающей видимость объективности, естественности политико-правового института (английской конституции, сыгравшей роль политического образца в развитии конституционных учреждений) приводит Н. Н. Алексеев: “Сама по себе конституция эта была чистым продуктом иррационального исторического творчества. Она была постройкой, которая производилась не по выработанному плану, но которая исторически слагалась и росла, как строятся старые города. И как старые города с их запутанными и узкими улицами, и старыми домами, английская конституция обладала истинным историческим стилем, но в то же время была неудобна, если угодно, непрактична. В ее элементах не было никакой логики, но она вся была основана на символах, фикциях, пережитках, привычках. Последующая конституционная теория потратила немало остроумия, чтобы рационально защитить существование двух палат, но английские две палаты – лорды и общины – создавались без всякой теории, как результат многовековых влияний, борьбы интересов, различных компромиссов, соглашений. Без всякой теоретической логики, без плана, выросла и английская система парламентарного министерства. Мы уже не говорим о потомственной монархической власти, основы которой целиком построены на исторических традициях. И вот эти три чисто иррациональные исторические категории – король, палаты, ответственное министерство, были превращены западной политической мыслью в род нормальной, отвечающей требованиям логики и справедливости политической системы” (Алексеев Н. Н. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи // Русский народ и государство. М” 1999. С. 458-459).

Государство в политической системе

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института.

1.Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство – это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения.

2.Государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

3.Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют публичных органов.

4.Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находится целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы . Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, сборы).

5.И, наконец, самое существенное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом (верховенство власти внутри страны и её независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.

6.Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты; в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.

  • выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;
  • является единственным носителем суверенитета;
  • обладает специальным аппаратом публичной власти;
  • издаёт нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами;
  • владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
  • определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политической системы, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями.

1.Государство может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений и т.д.

2.Государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

3.Государство может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

4.7. Государство в правовой системе общества: постклассическое измерение

Государство входит в предмет юриспруденции, как отмечалось выше, опосредованно – только во взаимосвязи с основным и единственным ее объектом – правом. Поскольку право играет важную роль в правовой системе общества, постольку оно изучается юридическими дисциплинами (прежде всего, теорией государственного права) в том числе, и теорией права.

Постсовременное государство отличается теми же характеристиками, что и постсовременное общество. Поэтому прежде чем вести речь о специфике постсовеременного государства необходимо выяснит отличительные черты постсовеременного общества, отличающего его от общества эпохи модерна (на смену которому оно приходит). В эпоху Нового времени сложилось “классическое” представление о социальном мире (включая образ человека в нем) и возможности его познания. Господствующей метафорой, с помощью которой организуется восприятие реальности, была метафора системы (как механической, свойственной для атомистических теорий, так и органической, характерной для диалектических концепций). В любом случае утверждалось, что социум – это устойчивая, закономерная (функционирующая в соответствии с объективными законами), стабильная и предсказуемая система. Она существует независимо от воли и желания отдельных индивидов. В то же время субъект в состоянии беспристрастно, недвусмысленно, аподиктично описать, объяснить и предсказать эту систему. Такое оптимистические представление основывалось на концепции научного разума, основанной, в свою очередь, на метафоре зеркального отражения (из которой, в частности, вытекает принцип тождества бытия и мышления).

Общество новейшего (или постновейшего) времени, которое именуется постиндустриальным, информационным или постмодерным, характеризуется неустойчивостью, стохастичностью, а потому непредсказуемостью. Отличительной его чертой является изменение роли информации (шире – ментальности), которая приобретает онтологический статус и благодаря которой общество в некоторых своих аспектах стало глобальным. В то же время социум наполняется “субъективной” составляющей. Это означает, что общество не существует вне идеальных представлений о нем (как типичных образов, так и интериоризированных субъективных представлений), воспроизводимых как ментальной активностью, так и поведением конкретных индивидов (“превращающихся” тем самым в активных акторов). Таким образом, социум – в постсовременном его понимании – это не объективно данная структура (совокупность социальных статусов и безличностных связей между ними), но социальный конструкт, воспроизводимый (традиционно и инновационно) ментальной и поведенческой активностью людей. При этом такой конструкт является отнюдь не произволом идиосинкразии элиты, так как границы инновации зависят от исторического и социокультурного контекста, включающего, ко всему прочему, функциональную его (конструкта) необходимость. В то же время нельзя не признать, что социальный мир, существующий как система представлений о нем и действий в соответствии с ними, зависит от позиции (исторически и социокультурно обусловленной, прежде всего, идеологически) “наблюдателя” – актора, способа, которым он воспринимает мир. Все это ставит перед общественной наукой задачу пересмотреть многие, казавшиеся ранее незыблемыми постулаты – социальные категории, которые сегодня воспринимаются как “мифы европейской культуры Нового времени”: реальность, рациональность, объективность, истина, научность и др.

Политические партии: понятие, признаки, виды.

Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part — часть) — группа, часть более крупной общности. Ранее термин использовался для обозначения групп, соперничающих между собой в сфере власти, аристократических группировок. Например, в Древней Греции существовали «партия жителей горы» и «партия равнины», в Древнем Риме — «партия Цезаря» и «партия Суллы».

Формирование современных партий произошло в период развития буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII-XIX вв. Специалисты выделяют следующие этапы в истории становления современных политических партий: • партии как аристократические группировки — XVII-XVIH вв. (например, «виги» и «тори» в Великобритании); • партии  как политические клубы, так называемый клубный период — конец XVIII – начало XIX в. (например, «якобинский клуб» во Франции); • современные массовые партии как партии определенного класса — вторая половина XIX в.

Перечисленные этапы в своем развитии полностью прошли английские партии: виги (либеральная) и тори (консервативная). Первой массовой партией в Европе считается основанное в 1861 г. «Либеральное товарищество» в Англии. Непродолжительный исторический период становления политических партий в России характеризовался некоторым запаздыванием, активное формирование партий началось в начале XX в., в «думский период».

Существуют разные подходы к определению понятия «партия»: • либеральный: партии — это группы людей, придерживающиеся одной идеологии (союз единомышленников); • классовый: партия — авангард определенного класса; • институциональный: партия — организация, действующая в системе государственной власти.

Определение современной партии.

Партии — это добровольные общественно-поли тические организации, созданные и действующие на идеологической основе, ориентированные на завоевание либо соучастие во власти на государственном уровне. Более конкретно сущность партии можно понять с помощью ее признаков. Выделяются следующие основные признаки партий: • борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти; • организация (структурированность, устойчивость, управление); • наличие программы и устава; • наличие аппарата управления; • носитель определенной идеологии; • наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки; • постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).

Партии, по сравнению с движением, являются единственными в политической системе чисто политическими организациями, всегда ведущими борьбу за власть и имеющими развернутую идеологию. Движение — компактное сообщество больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических, политических, и духовных интересов, и не ведущее непосредственную борьбу за власть. Движения объединяются на основе одной общей идеи (а не развернутой идеологии) и отличаются по одному наиболее существенному признаку: идеологическому — социалистическое, либеральное, консервативное, фашистское, религиозное; национальному — интернациональное, национально-освободительное, национально-сепаратистское; классовому — рабочее, крестьянское, буржуазное, дворянское; половозрастному — женское, молодежное, движение ветеранов и т. д.

Партии занимают особое место в обществе. С одной стороны, они представляют собой институты политической системы общества, как политические организации. С другой стороны, они, как негосударственные общественные объединения, выражающие интересы различных групп населения, выступают в качестве структур гражданского общества. Партии являются необходимым атрибутом демократического общества, поскольку соответствуют плюралистической социальной структуре общества, многообразию социальных групп и интересов в обществе.

1370

О том, что человечество вступает (или уже вступило) в качественно новую эпоху своего развития, пишут такие философы и социологи, как Д. Белл, Ж.-Ф. Лиотар, М. Кастельс, В. С. Степин, А. Турен, О. Тоффлер и др.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000 (гл. VII “Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки); Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии (особенно “Кризис современности”, “Имеетли центр социальная жизнь?”. С. 44-61 и сл.); Тоффлер О. Третья волна. М” 1999.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector