Поиск

Предложения со словосочетанием «изменение общества»

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

  • изменение среды обитания и увеличение численности населения, что влечёт за собой появление новых видов деятельности, усложнение структуры общества;
  • открытия и изобретения во всех сферах жизни человека. Открытие становится причиной преобразований только в том случае, если его можно использовать на практике. Например, исследование физиологов и психологов, подтвердившее равные интеллектуальные способности представителей разных полов, пошатнуло патриархальные устои XIX века. Хотя многие мужчины того времени не изменили свои взгляды на социальный статус женщин, в будущем это открытие привело к юридическому закреплению гендерного равноправия. Изобретения само по себе можно рассматривать, как процесс в результате которого одно новшество влечёт появление другого. Изобретения подразделяют на материальные (стрелы, компьютер, самолёт, телефон) и социальные (алфавит, демократия, права человека);
  • неоднородность социума, потенциально приводящая к конфликтам из-за разницы в мировоззрении, отношении к материальным благам. В истории немало примеров, когда в результате революций и восстаний полностью менялась структура власти;
  • диффузия возникает в социальных группах, непосредственно контактирующих друг с другом, и подразумевает передачу умений, навыков, культурных особенностей от одной общности к другой. Группа может стремиться увеличить диффузию или уменьшить её.

Стремительные преобразования, приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Право как средство согласования различных интересов в обществе

Проблема согласования общественных и личных интересов преследует человечество на протяжении многих веков.

Первые попытки решить данную проблему мы можем увидеть в трудах философов Древней Греции и Рима, которые искали универсальные нормы осуществления социальной справедливости.

Гераклит утверждал, чтов основе всех событий мира лежит всеобщий Божественный логос (космос, природа), который является первоисточником человеческой справедливости и права, и человеческие законы и поступки полностью и всецело зависят и управляются чувственно-материальным миром (космосом), который и есть мера и масштаб всему .

Пифагорийцы считали, что в основании принципа справедливости лежит принцип перераспределения вещей .

Во времена Демокрита проблема справедливого согласования общественных и личных интересов пытается разрешиться с помощью учета личных интересов в рамках интереса общественного (государственного) .

Демокрит пытался рассмотреть проблемы ограничения вмешательства государства в дела частных лиц.

Антифонт, являющийся представителем софистической школы, предполагал, что по природе своей все люди равны.

Таким образом, уже в античности мы можем наблюдать развитие идеи естественно правового равенства всех людей, включая рабов. Именно в этот период были сделаны первые попытки обозначить предмет общественного (государственного) интереса в обеспечении равенства людей в реализации их естественных прав.

Античные философы были уверены, что естественное естественно и никто его не создавал, оно является выражением природы человека как «существа политического» по происхождению . А волеустановленное право – это волевое продолжение, деятельная реализация человеком его природы, его политической сущности .

Вопрос о согласовании общественных и личных интересов глубоко и основательно рассматривался именно в античный период. В это время были не только заложены, но и детально разработаны идеи справедливости, естественного и позитивного права.

Вся эта проделанная работа оказала большое влияние на формирование европейской цивилизации и получила свое дальнейшее развитие.

План №37: «Общество и природа», «Влияние природы на человека и общество», «Взаимодействие человека и природы»

1) Понятие общества как части материального мира.

2) Влияние общества на природу:

– использование природных ресурсов для производства;

– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

– существование экологических проблем.

3) Понятие природы как части материального мира.

4) Влияние природы на общество:

– природа – основной источник средств существования;

– природа – среда обитания человека;

– природа – основной источник средств производства;

– природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

Информатизация общества

Данный процесс направлен на организацию оптимальных условий для того, чтобы члены общества имели доступ к большому количеству информации. Это явление распространяется на научную, экономическую, техническую и социальную стороны жизни человека.

Во второй половине XX века начало процесса информатизации можно было наблюдать в Японии и некоторых странах Западной Европы. Развитию данного процесса послужил ряд предпосылок:

  1. Социальные (уровень образования, психологическая готовность к внедрению новых технологий, относительно неплохой уровень жизни членов общества).
  2. Правовые (появление нормативных документов, защищающих информационные права граждан).
  3. Технологические (большие возможности в области работы с информацией).
  4. Экономические (производства конкурентоспособной технической продукции).

Необходимо уточнить, что информатизация общества имеет свои особенности, которые имеют, в первую очередь, причину, связанную с территориальной принадлежностью. В каждом государстве предпосылки развития имеют свои особенности и, соответственно, процесс формирования информатизации происходит с определенными временными и качественными изменениями. Но любые подобные изменения влекут за собой ряд определенных последствий.

Влияние общественного мнения на формирование права

Общественное мнение – это состояние массового сознания, которое проявляется в отношении (скрытом или явном) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей.

Общественное мнение выполняет следующие важные функции:

1) контрольную;

2) консультативную;

3) директивную.

Виды общественного мнения:

1) оценочные;

2) аналитические;

3) конструктивные;

4) нормативные;

5) позитивные;

6) негативные.

То, по поводу чего может выражаться общественное мнение:

1) события, происходящие в обществе, которые могут затрагивать интересы граждан;

2) вопросы, содержащие в себе спорные моменты.

По структуре общественное мнение бывает:

1) монистическим;

2) единодушным;

3) плюралистическим.

Общественное мнение выражается в следующих действиях:

1) выборы органов власти;

2) прямое участие масс в управлении;

3) пресса и иные средства массовой коммуникации;

4) собрания;

5) манифестации.

В настоящее время в большинстве развитых стран сформировалась практика проведения опросов общественного мнения, которая привела к тому, что политики теперь вынуждены считаться с этой новой инстанцией. Теперь институт опроса общественного мнения оказывает влияние на все сферы жизни общества.

Объекты, способные оказывать влияние на процесс формирования общественного мнения:

1) политические силы;

2) политические партии и объединения;

3) СМИ;

4) личный опыт индивида.

Функции, которые выполняет общественное мнение:

1) оказывает влияние на формирование мотивации политических действий;

2) выказывает отношение населения к процессам и событиям, происходящим внутри страны и за ее пределами;

3) помогает государству выработать политику, направленную на удовлетворение общественных целей;

4) устанавливает ограничения в деятельности классов, партий, отдельных политиков.

Общественное мнение оказывает большое влияние на построение предвыборной кампании политического лидера. Но, к сожалению, основной целью предвыборной кампании является не учет общественного мнения, а создание желаемого для политика образа у населения, который побудил бы людей поддержать его на выборах.

Предвыборная кампания – это деятельность, целью которой является завоевание голосов электората. Для достижения положительного результата в предвыборной гонке необходимо знать ответы на следующие вопросы:

1) руководствуясь какими соображениями, люди принимают участие в политической жизни страны;

2) что необходимо достичь, чтобы у народных масс сформировался образ положительного политического лидера;

3) из чего состоит образ (его структура);

4) на какие компоненты политического образа следует обратить внимание при создании имиджа политика. Образ – это сложившийся способ видения окружающего мира и его отдельных частей

Образ – это сложившийся способ видения окружающего мира и его отдельных частей.

Люди для достижения общих целей объединяются в группы, организации, страты, слои.

Люди объединяются в группы, как правило, под влиянием единого общественного образа, общих интересов, дел и проблем. В любой группе присутствуют люди, чьи образы, мира, событии, оказывают активное влияние на изменение индивидуальных образов членов группы или формируют массовый образ всей группы.

Условия выработки юридически грамотного проекта закона

Законодательная техника – это выработанная система правил и приемов, которая используется для создания наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, которые будут способны обеспечить наиболее полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.

Уровень совершенства законодательства, его простота и понятность напрямую зависят от неукоснительности соблюдения правил законодательной техники.

Требования, которые необходимо соблюдать при разработке правовых актов:

1) необходимо излагать материал логично и последовательно;

2) должна иметься связанность между нормативными предписаниями, которые содержит в себе правовой акт;

3) необходимо избегать наличия всяческих противоречий и несоответствий не только внутри отдельного правового акта, но и во всем законодательстве в целом;

4) должны быть присущи глубина и всесторонность норм права, выраженная кратко и компактно;

5) язык, которым написан правовой акт, с одной стороны, должен быть простым понятным и доступным, а с другой – должен соответствовать официально-деловому стилю изложения;

6) термины, употребляемые законодателем, должны быть точными и определенными и исключать возможность двойного трактования;

7) требуется устранение множественности актов, которые регулируют один и тот же вопрос;

8) должно быть четкое разделение норм права на нормативные и ненормативные, на постоянные и временные.

Нормотворческая деятельность базируется на таких принципах, как:

1) демократизм;

2) законность;

3) гуманизм;

4) научный характер;

5) профессионализм;

6) тщательность, скрупулезность подготовки проектов;

7) техническое совершенство принимаемых актов.

Так, для выработки юридически грамотного проекта закона необходимо выявлять и тщательно исследовать весь предшествующий законодательный опыт.

Российские формы нормотворческой деятельности:

1) принятие нормативных актов органами государства;

2) непосредственно народом путем референдума;

3) путем заключения различного рода соглашений (содержащих нормы права).

От проработанности и совершенства юридической техники во многом зависит совершенство законодательства.

Литература

  1. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. N 1. С. 98 — 103.
  2. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. N 3. С. 225 — 303; Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в западной Европе. М.: Высшая школа, 1970; Юшков С.В. Русская правда. Происхождение, источники, ее значение. М.: Зерцало, 2002.
  3. Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М.: Наука, 1975; Крадин Н.Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992.
  4. Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества: генезис и пути развития. Киев: Наук. Думка, 1989; Цивилизация. Восхождение и слом. М.: Наука, 2000.
  5. Седов Л.А. К типологии средневековых общественных систем Востока // Народы Азии и Африки. 1987. N 5. С. 52 — 61.
  6. См., например: Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Вост. лит., 1998; Кузищин В.И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 2003. С. 12 — 41.
  7. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии (краткий очерк). М.: Мысль, 1973. С. 15 — 27.
  8. См., например: Гайдар Е.Т. Власть и собственность: смуты и институты. Государство и эволюция. СПб.: Норма, 2009.
  9. Фурсов А.И. Восточный феодализм и история Запада // Народы Азии и Африки. 1987. N 4. С. 93 — 109.
  10. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 126 — 146.
  11. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути: Кол. монография. М.: Логос, 2000. С. 115 — 128.
  12. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Междунар. отношения, 1998.
  13. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2003. С. 154 — 157.
  14. Арисов Н.Н. Французский гражданский кодекс 1804 года. М.: Военно-политическая академия, 1972.
  15. Томсинов В.А. Английское право как инструмент колониальной политики в Африке (конец XIX — начало XX в.) // Правоведение. 1980. N 6. С. 72 — 76.
  16. Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества // Право и политика. М.: Nota Bene, 2004. N 5. С. 134 — 143.
  17. Томсинов В.А. Британское колониальное право в Тропической Африке: возникновение, развитие, крах // Правоведение. 1984. N 6. С. 64 — 70.
  18. Законотворчество в Канаде / Пер. с англ.; отв. ред. С.В. Кабышев. М.: Формула права, 2006. С. 226 — 233.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

  • В процессе перехода к рыночной экономике главным критерием успешности человека становится уровень его дохода.
  • Произошло расслоение населения на богатых и бедных.
  • Появляются новые профессии (копирайтер, веб-дизайнер, промоутер) и виды деятельности (реклама, маркетинг), среди которых безусловное лидерство принадлежит информационным технологиям.
  • Бывшим работникам умственного труда (сотрудникам НИИ, конструкторских бюро) приходится осваивать другие специальности.
  • Возник многочисленный слой предпринимателей, особо успешные представители которого, сделали политическую карьеру.
  • Средний класс, который выступает основой стабильности и гарантией роста экономики в развитых странах, в России только начинает формироваться.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса, т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации. Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми. Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных. Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д. ), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

№ п/пФактор
1культурныйдемографические изменения (прирост или убыль населения, старение нации); смена идеологии (поиск общенациональной идеи, идеологические доктрины; перемены в образе жизни (изменение стиля общения, состава семей).
2экономическийизменение цен на энергоносители, повышение уровня конкуренции и т. д.
3политическийсовершенствование трудового законодательства, проводимая налоговая политика и т. д.
4технологическийнаучно-технический прогресс, развитие коммуникационных технологий и т. д.

Социальные последствия процесса информатизации

Определяя положительные и отрицательные последствия влияния процесса информатизации на развитие общества можно взять за основу работу швейцарского ученого К. Хессенга, который систематизировал все возможные последствия и представил в виде таблицы «Последствия информатизации в зеркале общественности». Несмотря на то, что данный научный труд был создан еще в прошлом веке, информация. Озвученная в нем является до сих пор актуальной.

Последствия в сфере политики

К положительным последствиям можно отнести:

  • Возможность активно участвовать в общественной жизни. Благодаря информационным человеком открывается большое количество перспектив стать участником различных мероприятий, которые ранее были для него просто недоступны.
  • Децентрализация. Возможность делегировать полномочия и контролировать выполнение обязанностей дистанционно.
  • Возникновение большего количества прав и свобод граждан (например: права, касающиеся информации).

Отрицательные последствия:

  • Централизация. Объединение административных структур в одном политическом центре благодаря информационным технологиям.
  • Расширение бюрократического аппарата власти.
  • Манипуляция обществом.

Несмотря на то, что граждане получают видимую свободу и возможность доступа к информационным технологиям, их гораздо проще контролировать и «диктовать» им необходимые требования.

Последствия в сфере культуры и общественного развития

Положительные стороны:

  • Возможность развития личности.
  • Доступность информации.
  • Коммуникационные возможности.
  • Развитие общества.

Отрицательные:

  • Особенности мышления.
  • Снижение уровня культуры.
  • Отсутствие возможности «фильтровать» информацию.
  • Отсутствие навыков «живого» общения.

Помимо того, что человек может почерпнуть для себя много полезной информации и открыть огромное количество возможностей, он наносит огромный вред своему здоровью и психическому развитию. Чаще всего от этого страдают дети, которые не могут представить своей жизни без гаджетов. А именно в этом возрасте влияние благ цифровых технологий становится для детей самым опасным.

Проблема в том, что все современные информационные устройства не дают ребенку возможности нормально мыслить. Чтобы получить желаемое, им не нужно думать. Достаточно ввести в поисковике нужную информацию или просто нажать на определенную клавишу. Постепенно мозг просто перестает заставлять себя работать. Ребенок полностью уходит в виртуальный мир. Теряются навыки общения с окружающими.

Получается, что информационные ресурсы могут быть полезными только при правильном их использовании.

Последствия в сфере хозяйственной деятельности

Положительное влияние:

  • Возникновение новых специализаций.
  • Повышение уровня компетентности в различных областях.
  • Решение экономических проблем.
  • Повышение качества.

Отрицательное влияние:

  • Безработица.
  • Возникновение кризисных ситуаций.
  • Переквалификация рабочих.
  • Подверженность стрессам.

Доступ к большому количеству информации позволяет промышленности развиваться и совершенствоваться. Многие функции теперь могут взять на себя машины. А рабочим, чтобы оставаться востребованными, приходится менять квалификацию и подстраиваться под современные требования, которые (к сожалению) меняются очень быстро.

Процесс информатизации и международные отношения

Положительные последствия:

  • Возможность повышения уровня государства на международном уровне.
  • Развитие обороноспособности.
  • Повышение уровня независимости государства.

Отрицательные последствия:

  • Зависимость от уровня технологий.
  • Политические угрозы.
  • Зависимость от других государств.

Появление новых информационных технологий могут как помочь государству решить многие нюансы в международных отношениях, так и сделать его угрозой для окружающих.

Информатизация общества — неизбежный процесс, который обязательно затронет все сферы деятельности человека. Он может помочь решить большое количество проблем и вывести общество на совершенно новый уровень. Самое главное, чтобы человек помнил, что со всем новым и неизведанным нужно обращаться очень аккуратно. Чтобы информатизация служила обществу во благо, необходимо научиться правильно обращаться с ее возможностями.

Научное и практическое обоснование принимаемых законов

Любой принимаемый закон должен иметь научное и практическое обоснование. Только при соблюдении данного условия можно создать правовую систему, которая могла бы отвечать потребностям общества.

Принимаемые законы должны идти в ногу со временем. Они не должны опаздывать от развивающихся общественных отношений, создавая тем самым пробелы в законодательстве. Но и идти впереди они тоже не могут, поскольку невозможно урегулировать нормами права еще не существующие правоотношения. Для того чтобы принимаемый закон был научно обоснован, необходимо проанализировать весь имеющийся научный опыт и выявить наиболее приемлемые пути дальнейшего развития законодательства.

Наука вырабатывает понятия, принципы, методы, которые законодатель использует в своей деятельности. Для принятия нового законопроекта прежде всего должна возникнуть объективная потребность в этом.

Под практическим обоснованием закона понимают обоснование его надобности непосредственно после принятия и опубликования. Закон прежде всего должен «работать» – удовлетворять потребности людей, а не создавать преграды на пути реализации их прав.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу — социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

один × пять =