Поиск

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Условия и особенности банкротства

На основании 127-ФЗ КФХ вправе объявить себя банкротом при неспособности удовлетворения требований кредиторов:

  1. По денежным обязательствам, возникшим в рамках гражданско-правовых обязательств (например, по договорам купли-продажи, договорам подряда, кредитным договорам и пр.).
  2. По выплатам выходных пособий или оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (в том числе бывшим сотрудникам).
  3. По обязательным платежам в виде налогов и сборов перед уполномоченными организациями (ПФР, ФСС, Налоговой инспекцией).

Признаками банкротства ИП (включая КФХ) является наличие совокупной задолженности перед всеми кредиторами в размере 500 тыс. р. и просрочки по долговым обязательствам продолжительностью 3 месяца и более.

На основании ст. 218 127-ФЗ особенностью признания ИП-главы КФХ банкротом является необходимость получения согласия от всех членов КФХ при подаче заявления о банкротстве в арбитражный суд. Такое согласие должно найти письменное закрепление.

Само заявление о банкротстве подписывается предпринимателем-главой КФХ. Помимо общего комплекта документов, который прикладывают к заявлению о банкротстве все должники, к заявлению от главы КФХ нужно приложить сведения:

  1. О составе и стоимости имущества КФХ.
  2. Об источниках, за счет которых было приобретено данное имущество.
  3. О размере доходов, которые могут быть получены КФХ по окончании периода сельхозработ.

Также к заявлению прикладывается стандартная документация:

  1. Перечень всех должников КФХ с указанием размера дебиторской задолженности.
  2. Список кредиторов с указанием величины долговых обязательств.
  3. Перечень участников хозяйства с указанием на принадлежащее им имущество.
  4. Протокол собрания работников КФХ, если таковой имеется.

По нормам 127-ФЗ право на объявление хозяйства банкротом принадлежит не только физлицу, но и его кредиторам. Указанные в п. 2 ст. 218 127-ФЗ документы глава КФХ должен приложить не только к заявлению о признании банкротом, но и к отзыву на заявление кредиторов.

Данный отзыв предоставляется суду, если глава КФХ не согласен с требованиями кредиторов.

Основания для признания фирмы банкротом

 Чтобы организация была признана банкротом, сумма долговых обязательств должна составлять нее менее 500 000 рублей. Арбитражный суд примет заявление о банкротстве и начнет его рассматривать, если организация не исполняет свои обязательства по выплате указанной или большей по размеру суммы уже не меньше трех месяцев 

Для каждого участника процедура банкротства имеет некоторые плюсы:

  • Для кредитора –  это возможность получить долг, причем шансы на положительный исход выше, чем при привлечении должника к ответственности по исполнительному листу.
  • Для должника –  это возможность избавиться от непосильного долга. Это проценты, пени, штрафы от взятых кредитов и всевозможные дополнительные платежи, После завершения процедуры долг прекращает существовать.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Интересы государственной безопасности и развития внутреннего рынка РФнастоятельно требуют ускорения экономических преобразований в агропромышленном комплексе. В этом плане необыкновенную значимость получают как осознание реалий правоприменительной практики в критериях русского агарного сектора, так и познание определенных устройств финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей методом вербования действенных собственников следующим обеспечением их прав и легитимных интересов.

Другими словами, должнику воспрещается без согласия комиссии продавать недвижимость и земляные участки либо передавать их в аренду либо в залог. Не считая того, он не должен использовать это имущество для роли в уставном капитале других компаний и учреждать доверительное управление .

Правовой регламент: основные понятия и положения, основания и особенности банкротства сельхозпредприятий

Понятие «сельскохозяйственное предприятие» в российском правовом поле устанавливают одновременно несколько законов. В их числе – Гражданский и Налоговый кодексы, а также Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Банкротство сельхозпредприятий регулирует § 3 (включает в себя ст.ст.177-179) Закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Понятие

Сельскохозяйственной организацией признается юридическое лицо, сферой деятельности которой является производство сельскохозяйственной продукции, а также последующая переработка собственной, либо закупаемой сельхозпродукции. Статус сельхозпредприятия подтверждается при условии, что выручка от реализации произведенной продукции составляет не менее 50% от общей суммы выручки.

Основания для возбуждения процедуры банкротства

Пункты 5 и 6 ст.177 Закона № 127-ФЗ устанавливают, что банкротство сельскохозяйственных организаций может быть инициировано при наличии таких оснований:

  • невозможность выполнения обязательств перед кредиторами, если общая сумма требований составляет свыше 500 тыс. руб.;
  • если требования по погашению обязательств не исполнены в течение 90 дней с момента даты, указанной как срок исполнения долговых требований.

Если вышеперечисленные основания (в совокупности) установлены в отношении сельхозпредприятия, любой из кредиторов имеет право инициировать процедуру банкротства, подав соответствующее заявление в отношении субъекта хозяйствования в арбитражный суд.

Особенности

Учитывая высокую зависимость предприятий сельскохозяйственной сферы от сезонного и природно-климатического факторов, процедура признания несостоятельности должника предусматривает ряд особенностей. В частности:

согласно положениями  ст.178 Закона № 127-ФЗ, банкротство сельскохозяйственных организаций, в отличие от предприятий в иных сферах деятельности, имеет три этапа:

наблюдение (п.1)

– на данном этапе проводится анализ возможности погашения обязательств должника за счет доходов, полученных по завершению периода сельхозработ, а также анализ финансового состояния должника, с учетом особенностей производства, фактора сезонности, природно-климатических условий;

финансовое оздоровление (п.2)

– данный этап процедуры банкротства устанавливается на определенный срок, конечной датой которого является окончание текущего периода сельзхозработ, а для сельхозпредприятий, осуществляющих переработку произведенной продукции – дата окончания работ по переработке сельхозпродукции.

В исключительных случаях, когда в течение этапа финансового оздоровления имели место обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, обстоятельства чрезвычайного характера, эпизоотии), продолжительность данной стадии банкротства может быть продлена на один календарный год. Для этого между инициатором процедуры банкротства, а также иными кредиторами и должником должны быть достигнуты соглашения по изменению графика погашения долговых обязательств, с соблюдением требований ст.85 Закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.

внешнее управление (п.3)

– продолжительность данного этапа банкротства лимитирована окончанием текущего периода сельхозработ, и сроками, необходимыми на реализацию и переработку произведенной сельхозпродукции. Этап внешнего управления не может более чем на три месяца превышать сроки, регламентированные нормами п.2 ст.92 Закона №127-ФЗ.

Необходимо учитывать, что продолжительность каждого из этапов процедуры банкротства сельхозпредприятий вариативна, что связано с невозможностью точно определить точку максимума производства, переработки или реализации продукции, поскольку данный показатель напрямую зависит от:

  • специфики и особенностей сферы деятельности должника;
  • природно-климатических условий конкретного региона, где осуществляет свою деятельность предприятие-должник.

Общая продолжительность всех этапов банкротства сельхозпредприятия не может превышать 27 месяцев с момента принятия арбитражным судом решения о возбуждении процедуры банкротства.

Процедура наблюдения в отношении сельзохпредприятия

Банкротство сельхозпредприятия – явление исправимое. Для этого судом в отношении должника вводится наблюдение. Назначенный временный управляющий с помощью ряда мероприятий должен определить:

  • есть ли у организации потенциал для улучшения платежеспособности;
  • количество кредиторов должника, составив реестр требований кредиторов.

Предпосылки восстановления платежеспособности определяются при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Исполнение требований кредиторов возможно после завершения сезона сельхозработ за счет полученных за это время доходов.

Основные правовые нормы

Учитывая специфику деятельности юрлиц, занятых в сельском хозяйстве, в ФЗ № 127 «О несостоятельности» присутствует специальный параграф № 3, полностью посвященный их банкротству.

В соответствии с этими правовыми нормами, к сельскохозяйственным организациям относят только производителей или производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, у которых объем выручки от ее реализации превышает 50% в общей структуре поступлений.

Начало производства

Для того чтобы открыть дело по признанию сельскохозяйственной организации банкротом, необходимо наличие следующих условий:

  • ее невыполненные обязательства в общей сумме превышают 500 тысяч рублей;
  • окончательный срок погашения долгов закончился уже три месяца назад.

Заявление о признании сельхозпроизводителя несостоятельным, подается в арбитражный суд при одновременном наступлении всех указанных выше условий.

Сезонность условий финансового оздоровления

Естественно, что в ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. Об этом сказано в п. 1 ст. 178 Федерального закона N 127-ФЗ. Допускается некоторая отсрочка удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

В каждом случае предполагаемого банкротства к должнику применяется процедура финансового оздоровления, чтобы максимально учесть одновременно его интересы и интересы кредиторов. Под этой процедурой понимаются восстановление его платежеспособности и погашение задолженности согласно графику погашения задолженности.

Для сельскохозяйственной организации в ходе финансового оздоровления принимается во внимание срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Но за этот период у сельскохозяйственной организации могут возникнуть характерные для отрасли обстоятельства чрезвычайного характера: стихийные бедствия, эпизоотия и т.п

Конечно, они могут только ухудшить ее финансовое состояние. Тогда учредители (участники) должника, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений в порядке, предусмотренном ст. 85 Федерального закона N 127-ФЗ.

При достижении согласия об этих изменениях возможно продление на год срока финансового оздоровления сельскохозяйственной организации.

Реструктуризация долга

Банкротство сельскохозяйственных предприятий подразумевает возможность реструктуризации имеющейся задолженности, с целью возможного восстановления платежеспособности компании. Причем реструктурировать можно любую задолженность – как перед государственными организациями, так и перед другими физическими и юридическими лицами.

Возможность реструктуризации долга имеется у предприятия до момента подачи с его стороны или со стороны кредиторов заявления в арбитражный суд с просьбой признать банкротство. Для этого необходимо обратиться с соответствующим прошением в специальную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий.

В случае если подано подобное прошение, должнику запрещается продавать, дарить и совершать другие операции с имуществом, принадлежащим юридическому лицу.

Комиссия рассмотрит заявление компании с просьбой реструктурировать долг, а затем примет одно из следующих решений:

  1. включение в состав программы по реструктуризации долга;
  2. установка условий, выполнение которых позволит должнику быть включенным в программу;
  3. отказ в удовлетворении прошения с объяснением причин (если же отказ необоснован, можно обращаться в суд на комиссию по реструктуризации долга).

Что такое несостоятельность организации?

Несостоятельность − это неспособность организации платить по своим обязательствам: кредитам, внебюджетным или бюджетным платежам.

Признаки несостоятельности сельхозпредприятий были рассмотрены в 2013 году. По ФЗ-№419 «О внесении изменений в ФЗ «О банкротстве» должник признается банкротом, если ее финансово-хозяйственной деятельности присущи признаки:

  • общая сумма задолженности – не меньше полумиллиона рублей;
  • неисполнение требований кредиторов как частных, так и государственных, в течение 3 месяцев.

Дело о банкротстве начинается с даты подачи в Арбитражный суд по месту нахождения предприятия заявления о признании организации несостоятельной.

Правом подачи документа наделены:

  • сам должник – сельхозпредприятие;
  • кредиторы;
  • государственные или муниципальные органы.

После рассмотрения заявления может быть вынесено решение:

  • об отказе признания банкротом;
  • о введении процедур, направленных на улучшение состояния должника;
  • о признании несостоятельным и введении конкурсного производства.

Особенности

При введении в отношении должника-сельхозпредприятия процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления необходимо учитывать специфику функционирования предприятия и ее зависимость от внешних условий.

При проведении мероприятий по восстановлению платежеспособности должника учитываются следующие особенности:

  • сезонность работ;
  • зависимость от природно-климатических факторов;
  • погашение долгов возможно после проведения сельскохозяйственных работ;
  • возможность увеличения сроков наблюдения и финансового оздоровления для того, чтобы дождаться окончания сельхозработ.

Продажа имущества – сначала целым комплексом

Статья 139 Федерального закона N 127-ФЗ предусматривает, что продажа имущества должника первоначально производится на торгах. Но если оно не было реализовано на торгах, то допускается продавать его по частям.

Определяющая цель такой реализации – продажа имущества должника по наиболее высокой цене и привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей. Однако в отношении сельскохозяйственного предприятия преследуется и иная цель – сохранение имеющегося производственно-технологического комплекса должника и обеспечение на этой основе интересов всех кредиторов, поскольку продажа всего имущества должника единым лотом в данном случае позволит более выгодно реализовать не только его ценное имущество, но и специальное оборудование (см., например, Постановление АС СЗО от 14.11.2017 по делу N А56-51652/2012).

Поэтому согласно п. 1 ст. 179 Федерального закона N 127-ФЗ если предприятие должника – сельскохозяйственной организации не было продано на торгах, арбитражный управляющий должен выставить на торги единым лотом имущество этого должника, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации, иначе говоря, является производственно-технологическим комплексом должника.

Только если указанный комплекс не продан на торгах, то можно начинать реализацию отдельных его частей в порядке, предусмотренном ст. 111 и п. 4 ст. 139 Федерального закона N 127-ФЗ (см. Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2011 N д06-2595). В частности, должно соблюдаться следующее требование: продажа части имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности.

Преимущественное право приобретения этого имущества имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника (п. 2 ст. 179 Федерального закона N 127-ФЗ). В случае отсутствия обозначенных лиц преимущественное право переходит к сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена сельскохозяйственная организация – должник, а также соответствующему субъекту РФ или соответствующему муниципальному образованию.

Обратите внимание! Земельная доля может быть продана на открытых торгах после выделения земельного участка в счет земельной доли. Если выделения не происходит, реализация названной доли должна происходить среди лиц, которые имеют право на приобретение такого вида имущества (Письмо Минэкономразвития России от 16.10.2009 N Д06-2948)

Это следует из п. 4 ст. 110 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которому если на торги выставляется имущество, относящееся в соответствии с законодательством РФ к ограниченно оборотоспособному имуществу, то такое имущество подлежит продаже на закрытых торгах, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

А в силу абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе ее продать или подарить другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену КФХ, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

А.Б. Сухов

Эксперт журнала

“Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения:

учет в сельском хозяйстве”

Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится решением суда, если задачи внешнего управления не были решены. Процедура представляет собой совокупность мероприятий, проводимых арбитражным управляющим с целью формирования конкурсной массы и погашением ее средствами долгов кредиторам, бюджетным и внебюджетным фондам.

Для сельхозпредприятий законом определена особенность продажи имущества. Если имущество не было реализовано на торгах, то все имущество выставляется едины лотом. Это направлено на сохранение материальной базы предприятия, а не только внешней формы – базы.

После продажи организация может продолжать производство сельхозпродукции, но уже в рамках другого юридического лица, так как конкурсное производство завершается отметкой в ЕГРЮЛ о ликвидации существовавшего предприятия.

Можно ли восстановить платежеспособность КФХ

Одной из задач процесса признания финансовой несостоятельности КФХ является восстановление ее платежеспособности и недопущение ликвидации компании

Для этого особое внимание в 3 параграфе Главы 10 127-ФЗ уделяется этапам реабилитации должника в статусе КФХ

Для сельскохозяйственных предприятий устанавливаются более длительные этапы финансового оздоровления или внешнего управления. Такая норма в 127-ФЗ введена потому, что данный вид бизнеса обладает признаком сезонности. Если дождаться момента окончания полевых работ и сбора урожая, то можно получить серьезную выручку, которая позволит рассчитаться с кредиторами. В случае восстановления платежеспособности и осуществления полных расчетов с кредиторами КФХ не получает статус банкрота и может продолжать работу на рынке.

Судебная практика указывает на низкую эффективность этапов реабилитации должника. Обычно данные этапы не позволяют восстановить платежный баланс и в отношении должника вводится завершающий этап – конкурсное производство.

Таким образом, процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Необходимо соблюдать особый порядок признания главы КФХ банкротом уже с этапа по передаче заявления в арбитражный суд. Для подачи заявления необходимо предварительно заручиться согласием всех членов КФХ. Другими важными особенностями процедуры являются: установление сроков этапа внешнего управления или финансового оздоровления с учетом факторов сезонности; невозможность обращения взыскания на личное имущество главы и членов КФХ в ходе конкурсного производства; необходимость продажи КФХ первоначально, как имущественного комплекса, затем при неудавшейся реализации продажа имущества, как единого лота. Преимуществами при покупке будут обладать другие компании из числа сельхозпроизводителей, и если они не выразят интереса к покупке в течение месяца, имущество реализуется на открытых торгах.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector