Поиск

Деятельность мировых судей в царской России

1.2 Компетенция мирового судьи

К компетенции мировых судей было отнесено рассмотрение маловажных гражданских дел. В области уголовного судопроизводства ведомству местных судов подлежали проступки, за которые Уставом о налагаемых мировыми судьями наказаниях предусматривались следующие санкции: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше 300 рублей; арест не свыше трёх месяцев и заключение в тюрьму на срок не свыше одного года и шести месяцев. Пререкания о подсудности между мировыми судьями одного округа разрешал мировой съезд этого округа, а если спор возникал между судьями разных округов, то решение о подсудности принимал тот мировой съезд, в округе которого первоначально возникло дело.

Процедура рассмотрения дел у мирового судьи была призвана соответствовать целям создания местных судов и характеризовалась особым, сокращенным порядком. Заключался этот порядок в отказе от разделения следствия на предварительное и судебное, а также в отсутствии в судебном разбирательстве обвинительного акта.

Судебными уставами 1864 года был введен новый для России тип процесса – состязательный, основанный на непосредственном восприятии судом того доказательственного материла, который ему представляется сторонами. Закон оставлял на усмотрение мирового судьи решение вопроса о порядке судебного следствия. Рассмотрев все имеющиеся в деле доказательства, мировой судья переходил к выслушиванию судебных прений, после чего приступал к постановлению приговора.

Мировой судья осуществлял в своем участке не только судебные функции, круг его обязанностей был намного шире, чем у судьи общего суда. Вступивший в должность участковый судья, выполнив необходимые предварительные действия, становился активным членом общественной жизни уезда. Участковый судья открывал сельские съезды, утверждал их председателей, в составе съезда участвовал в разрешении определённого вида прошений лиц мещанского сословия. Он же выполнял обязанности нотариуса, а в случае отсутствия медика вместе со священником выдавал призываемым на военную службу свидетельства о болезни.

Институт мировой юстиции, круто изменивший прежний инквизиционный характер судопроизводства наряду с несомненными положительными качествами, принёсшими пользу российскому правосудию, имел и ряд слабых сторон:

1. Трехлетний срок службы мирового судьи по причине своей чрезмерной краткости, отрицательно сказывался на выполнении им должностных обязанностей.

2. Выборное начало, в дальнейшем привело к ослаблению связи мировых установлений с государственными и к снижению контроля за мировыми судьями со стороны государства.

3. Мировые суды фактически почти полностью состояли из дворян.

4. Но самым главным недостатком принято считать то, что составителями уставов не было завершено объединение местной юстиции, в результате чего волостной суд остался вне судебной системы.

Доля лиц с юридическим образованием, занимающих судебные должности в России в конце 1870-х гг.

  Губерния  
    Лица с    юридическим образованием,  занимающие   судебные     должности       (%)     
 Губерния  
    Лица с       юридическим   образованием,   занимающие      судебные     должности (%) 
Витебская   
     87      
 Киевская  
      70       
Подольская  
     85      
Гродненская
      67       
Ковенская   
     75      
 Олонецкая 
      62       
Волынская и Виленская   
     73      
Могилевская
      60       
Астраханская
     48      
 Минская   
      59       
Оренбургская
     46      
 Уфимская  
      50       

По мнению Н.М. Коркунова, комментировавшего эти данные, значительный процент среди должностных лиц судебного ведомства, не получивших юридического образования, не мог быть объяснен недостатком образованных юристов. Ситуация изменилась. Кончившим курс в университете по юридическому факультету приходилось подолгу ожидать назначения. Лучшее образование не давало им никакого преимущества при замещении должностей по судебному ведомству. Справедливость сказанного достаточно подтверждалась уменьшением прилива студентов на юридические факультеты и, наоборот, приливом юристов в другие ведомства . Эта тенденция стала очевидной, когда романтический флер судебной реформы исчез, а власть начала активные действия, направленные на ограничение основных принципов Судебных уставов. Престиж профессии юриста, возросший в первые годы реформы, стал падать.

Там же. С. 178.

К середине 1870-х гг. стало заметно понижение среднего уровня и кадрового состава мировых судей. Объясняя причину этого явления, современники рассуждали: «…Многое изменилось в складе и характере русского общества и в правящих сферах, во всех условиях существования нашего строя. На известный продолжительный период времени произошел, как известно, раскол между властью и обществом во взглядах на прошлое и на будущее. Правящие сферы приостановились на пути реформ, а в обществе ожидали дальнейшего движения в том же направлении. Получился диссонанс… Люди стали хуже, стали ниже и учреждения. И идея их, достоинство и недостатки форм остались прежние, но исполнители ухудшились качественно. Лучшие люди как-то скрылись, почувствовали, что на них нет большого спроса, что им «ходу не дают» . При этом подобный спад наблюдался и в кадрах прокуратуры, и среди коронных судей (членов окружных судов, судебных палат).

Даневский В. В защиту выборного мирового института // Юридический вестник. 1888. Т. XXIX. Кн. 1. С. 94 — 95.

Обратимся к истории Санкт-Петербургского мирового суда. Первый состав мировых судей, избиравшихся на трехлетний срок (1866 — 1869 гг.), по своему образовательному цензу был довольно пестрым, но в целом подготовленным, что видно из таблицы 7.

Таблица 7

Суд при Николае II

Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь, в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов «Портрет императора Николая II»

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Деятельность мировых судей в царской России

Анализируя деятельность мировых судей в конце 19 века, можно отметить о значительном увеличении количества обращений. Деятельность мировых судей в царской России в 19 веке способствовала развитию судебной системы.

К этому периоду сложилась юрисдикционная принадлежность категорий дел к мировым судьям. В особенности можно отметить практику мировых судей в регионе Войска Донского, которое незначительно отличалось от практики по всей России.

В связи с этим представляют интерес статистические данные отчетов Министерства юстиции Российской империи за 1866 – 1888 гг. о деятельности судебно-мировых установлений.

Они далеко не полны и недостаточно расчленены: даны лишь итоговые цифры по деятельности выборных и назначенных мировых судей в совокупности.

Сведения о деятельности выборных мировых судей в царский период, приведены заключенными в скобки. Анализ приведенного отчета, а также других документов Министерства юстиции Российской империи за эти годы свидетельствует о весьма важных причинах обращения государства к традиционным возможностям отечественных местных судов, прототипом которых были судебно-мировые установления.

Отличительные особенности деятельности мировых судей до конца 19 века

Во-первых, о том, что одним из установленных государством показателей работы мировых судей, в отличие от других судов, был параметр оценки числа дел, оконченных примирением сторон, что стоило бы учесть и при оценке деятельности современных мировых судей.

Во-вторых, примечательно, что на момент начала реальной работы мировых судей и до 1888 г., несмотря на постоянное увеличение обращений граждан в мировой суд, доля судебных дел, оконченных примирением участников процесса, была достаточно велика.

Может быть, с учетом этих обстоятельств стоит говорить о том, что авторы судебной реформы вольно или невольно определили предметную юрисдикцию мировых судей именно с точки зрения возможности урегулирования социального конфликта миром?

Юрисдикция мировых судей

Юрисдикция мировых судей, была установлена Уставом гражданского судопроизводства, согласно которому выделялись такие споры, как:

  1. Споры по сделкам, не превышающим 500 рублей
  2. Возмещение ущерба и убытков на сумму, не превышающую 500 рублей
  3. Споры по возмещению вреда, причиненного в результате обид и оскорблений
  4. Споры по возврату владения, если само владение не было спорным

Так, например, специфику данных споров восприняли мировые суды Войска Донского в регионах. Там где находились донские казаки, местные суды опирались на практику местных обычаев казаков и выполняли функцию правосудия при помощи местных обычаев и действия военной демократии.

Поэтому зарождение мировых судей на Дону, связывают с 1870 годом, когда праздновалось 300-летие Области Войска Донского. Мировые судьи просуществовали до появления советской власти на Дону вначале 20 века.

Принципы правосудия в Российской империи

По данным государственного архива, расположенного в г. Ростове-на-Дону, принципы правосудия, осуществляемые мировым судом, ни чем не отличались от тех, которые действовали по всей стране. Тем не менее, в Донской области содержались ряд исключений:

  1. Выборы мировых судей проходили на открытом съезде избирателями, в состав которого входили делегаты от землевладельцев, сельских общин, а во главе стоял окружной предводитель дворянства
  2. Предусматривалось значительное уменьшение ценза по имущественным правам, который устанавливался для кандидатов на должность в мировые судьи. Претендент в мировые судьи должен был иметь имущество, выраженное в пределах войсковой территории не менее чем 200 десятинами земли или недвижимостью, цена которой составляет не менее чем в 3 тыс. руб. Для сравнения по России этот критерий составлял не менее 15 тыс. руб.

Согласно Памятным книгам Области Войска Донского за 1878 – 1894 гг., хранящимся в Ростовском архиве Ростовской (ГАРО), территория Войска Донского была разделена на 8 мировых округов.

Так, к концу 80-х гг. XIX в. Миусский мировой округ был поделен на Таганрогский и Ростовский-на-Дону судебно-мировые округа. По видимому следствие этому явилась урбанизация населения и развитием промышленного сектора в экономике региона.

В среднем на одного мирового судью приходилось чуть более 26 тыс. человек, однако распределение жителей по судебно-мировым участкам было неравномерным. Так, в Черкасском мировом округе на одного мирового судью приходилось только 14 142 жителя, а в Донецком – 43 055. При этом количество судебно-мировых участков было непостоянным и периодически менялось.

Суд при Александре III

Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пере­смотре многих достижений предыду­щего курса в таких важнейших сфе­рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой сме­ны правительственного курса в нача­ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжён­ная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической дея­тельностью народовольцев, и преж­де всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-муче­ником. Эту трагедию общественное созна­ние связало с «либеральной» деятельностью госу­даря, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно­шение к революционным и либе­ральным силам страны не только со стороны власти, но и боль­шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Александр III

Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Предшествующая служебная деятельность мировых судей в Санкт-Петербурге в 1866 — 1916 гг.

   Служебная деятельность,         предшествовавшая           избранию на должность            мирового судьи       
 Количество   мировых      судей    
Мировой судья вне Петербурга 
     31     
Почетный мировой судья вне   Петербурга                   
     9      
Общие судебные места,        центральное управление и     канцелярии                   
     75     
Адвокатура                   
     14     
Профессура                   
     8      
Военное ведомство            
     7      
Прочие ведомства             
     63     
Нигде не служившие           
     6      
Выяснить не удалось          
     8      

Однако в провинции и эти параметры, как правило, были не в пользу наличия предыдущего судебного опыта у мировых судей.

Недостаток профессиональных знаний, конечно, негативно сказывался на качестве работы мировой юстиции, а само отношение к служебно-образовательному цензу было неоднозначным. Не раз низкий уровень мировых судей становился предметом критики и, например, из-под пера известного судебного деятеля П.Н. Обнинского в конце 1880-х гг. вышла весьма нелицеприятная формула, этот профессиональный уровень характеризовавшая: «Наивное до цинизма юридическое невежество» .

Обнинский П.Н. Мировой институт // Юридический вестник. 1888. N 3. С. 408.

Норма, касающаяся образовательного ценза, так и не была отменена, несмотря на многочисленные призывы общественности и специалистов. С другой стороны, некоторая часть публики откровенно сожалела, что мировой суд профессионализируется. Это, по ее мнению, делало мировых судей недоступными, формалистами и т.п. В конечном итоге мировой суд остался полупрофессиональным до самого своего конца.

Имущественный ценз также оказался весьма непростым условием, с которым были связаны различные казусы. По уровню критики и неоднозначности он не уступает служебно-образовательному цензу.

Отметим в первую очередь, что установленный ст. 19 УСУ имущественный ценз был слишком непомерен. Практика показывала, что преодолеть поставленную планку было нелегко даже обеспеченным кандидатам в мировые судьи. Примечательно, что подобные сомнения возникали еще при обсуждении проектов Судебных уставов . Однако размеры ценза не подверглись пересмотру и остались в Судебных уставах достаточно высокими. В итоге — баллотироваться было некому: известен случай, когда в целом уезде Воронежской губернии не смогли избрать ни одного мирового судьи — не набирали ценза . Доходило и до прямого мошенничества: закон обходили путем приобретения фиктивных титулов, иных подлогов .

Коротких М.Г. Указ. соч. С. 148. Неделя. 1870. N 50. Малышев К.И. Указ. соч. С. 30.

В тех конкретно-исторических условиях путем установления высоких рамок имущественного ценза обеспечивался и в целом однородный — дворянский — сословный состав мирового суда. Это, например, ярко иллюстрируется данными по Санкт-Петербургу за период 1866 — 1916 гг. (см. таблицу 10) .

Петроградский мировой суд. С. 211.

Таблица 10

1.3 Дореволюционный мировой суд в оценке современников

Одна из первых оценок деятельности мировых судей была дана в отчете Замятина, представленном 25 декабря 1866 года Александру II. Существенные части отчета были напечатаны в №64 «Судебного вестника» за 1867 год. «С первого же приступа мировых судей к новому делу, – говорилось в отчете, – простота мирового разбирательства, полная гласность и отсутствие обременительных формальностей вызывали всеобщее к мировому институт доверие. В особенности простой народ, найдя в мировом суде суд скорый и справедливый для мелких обыденных своих интересов, не перестает благословлять верховного законодателя за дарование России суда, столь близкого к народу и вполне соответствующего его потребностям».

Близость мирового суда к народу отмечал Кони А.Ф. В наибольшее соприкосновение с обществом приходил мировой суд. Он стал сразу популярен, и через месяц после введения реформы сокращенное называние «мировой» стало звучать в народе как нечто давно знакомое.

Характеристика личностей московских первых мировых судей дана в воспоминаниях художественного критика Н.С. Матвеева, каждый мировой судья был своеобразен и неповторим, ибо обязан был без волокиты, более всего надеясь на свою житейскую опытность, решать в день иногда более чем по десятку дел. Лишь на основе опроса истца, ответчика и свидетелей он должен был незамедлительно единолично вершить правосудие.

Судья Лопухин придавал заседаниям торжественность, словно вокруг собрались не простолюдины, а императорский двор. Он любил особую вежливость и галантность в обращении к женщинам. Однажды крестьянская баба даже обиделась, что к ней обращаются на «вы» и по имени-отчеству.

Румянцев превращал заседания в поучительные спектакли, вёл нравственные диалоги с собравшимся народом. Из-за этого, бывало, попадал и впросак.

Багриновский пытался сделать суд понятным для народа, и его за мудрые решения прозвали Соломоном. Разбиралось как-то дело о двух охотниках, купивших в складчину одну собаку и потом заспоривших, кому она должна принадлежать. Багриновский вместе с публикой вышел из камеры на бульвар и предложил судящимся охотникам разойтись в стороны и кликать к себе собаку, к кому она пойдет, тот и её хозяин.

Мировые судьи в Российской Федерации

В 1990-х годах, из-за значительно возросшей нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов.[источник не указан 3152 дня] Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.).

Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории — участковых и специализированных:

Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.

9 декабря 1992 года принимается Закон РФ № 4061-1, которым вносились изменения и дополнения в действующую тогда Конституцию. Этим законом существование института мировой юстиции в России было закреплено на конституционном уровне. В частности, статья 164 Конституции в редакции Закона предусматривала, что «мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет».

На практике эти положения реализованы не были.

В пришедшей на смену прежнему Основному закону Конституции России 1993 года институт мировых судей не закреплялся.

В дальнейшем в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года было закреплено, что «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции» (ст. 28).

11 ноября 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», после чего начались создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России в обязательном порядке, через несколько лет, в целом, завершённые.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий