Поиск

Комплексная оценка реформ судебной власти в царской России

Третий этап

В 1782 году дополнением к уже введённым преобразованиям стала «управа благочиния», которая должна была следить за исполнением решений администрации и судебных инстанций в городе, а также рассматривать дела о мелких кражах (до 20 рублей). Читать подробнее о
полицейской реформе

Изданная в 1785 году «жалованная грамота дворянству» носила, скорее, характер социальных реформ, однако, частично затрагивала и аспекты правового регулирования отношений различных социальных слоев.

Вводился запрет на конфискацию имущества дворян, осужденных за уголовные преступления – имения, крестьяне и вещи передавались наследникам.
Суд над дворянином мог осуществляться только равными, благородным сословием.
Вводился запрет на телесные наказания для благородных, а также неограниченное имущественное право на движимое и недвижимое имущество (в том числе крепостных).

Результаты

Выстроилась иерархическая судебная система учреждений, подконтрольных друг другу и монарху.

Существенно возросло количество судей и чиновников, а также взяточничество – теперь «страждущим» приходилось давать взятки не в одной инстанции, а в нескольких

С одной стороны, была заложена основа права, структурирование органов и их выборность в еще не имеющей подобного опыта Российской Империи. С другой – большое количество различных инстанций, зачастую имеющих пересекающиеся или до конца не выясненные полномочия. Представители благородного сословия, несмотря на утвержденную выборность и независимость судов, продолжали влиять на ход рассмотрения дел.

Реформа народного просвещения

Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II, – это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.

Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.

К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре – Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II – до 16 500 человек в год.

Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. (Источник)

Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. (Источник)

В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.

В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные – математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.

Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. (Источник)

Рис. 12. Реальное училище в XIX в. (Источник)

Однако оставалась одна проблема – образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.

Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования – система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.

Судебная реформа 1864 года

Реформа начала свое существование с момента подписания императором Указа Правительственному Сенату, в котором были утверждены 4 законодательных акта:

  1. Учреждение судебных установлений.
  2. Устав уголовного судопроизводства.
  3. Устав гражданского судопроизводства.
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

С момента принятия судебной реформы в Российской империи начал действовать бессословный гласный суд, независящий от администрации, он был основан на таком принципе, как состязательность сторон, такой суд мог предъявлять обвинения, как представителям власти, так и дворянам.

Реформа дала начало образованию:

  1. Адвокатуры.
  2. Суда присяжных заседателей (именно их последнее слово влияло на судебный вердикт).
  3. Институт следователей.

Российская империя была официально разделена на судебные округа. Появились 2 вида судов:

  1. Мировой.
  2. Общий.

Второй этап

Губернская реформа 1775 года реорганизовала не только административные учреждения, но и судебные. За основу была взята германская практика права. Среди ключевых изменений можно назвать:

  • Введение судебных коллегий и выборности членов-заседателей, в зависимости от того, над представителями каких сословий осуществлялся судебный процесс.
  • Вертикальная структура иерархии судебных учреждений, предусматривающая рассмотрение апелляций из низших инстанций – высшими.
  • Разделение административных и судебных функций между различными ведомствами.
  • Подразделение всех инстанций (кроме уездных) на гражданскую и уголовную части.


Кроме прочего был введён так называемый Совестный суд, чья работа должна была освободить прочие инстанции от рассмотрения незначительных дел, споров и тяжб не имеющих существенной опасности для общества.

Губернаторы, принадлежа к административному аппарату, не имели права влиять на процесс судейства, но имели возможность приостановить вынесенные решения. Продолжали функционировать специализированные судебные органы – военные, горные, духовные и др.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие

Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные. Низшей судебной единицей становился мировой судья

Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья  мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку — для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • Для дворян — суд.
  • Для горожан — магистрат.
  • Для крестьян — расправа.
Таблица: Судебная система России по реформе 1775 года
 Для дворянДля горожанДля крестьян
В губернииВерхний земский судГубернский магистратВерхняя расправа
В уездеНижний земский (уездный) судУездный магистратНижняя расправа

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй — гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором. Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу. Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Военная реформа

Важнейшее значение имела серия военных реформ,проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.

Рис. 6. Д.А. Милютин – военный министр России (Источник)

Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время – Главный военно-полевой суд.

Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.

Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. (Источник)

Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II.С рекрутчиной было покончено – вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы – с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.

Рис. 8. Военнообязанные (Источник)

Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы – они меньше служили.

В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно. Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.

Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877–1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.

Суд при Петре I

Петр I

Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Дореформенный вариант и его недостатки

В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:

  1. Уездный.
  2. Губернский.
  3. Общегосударственный.

Данная судебная система, сформированная правительством императрицы Екатерины II, была ориентирована на:

  • Широкую выборность.
  • Коллегиальность.
  • Сочетание различных сословных учреждений.

Уездный уровень разбирал мелкие судебные дела, он был ориентирован на проблемы крестьянства, мещан и купцов II-й и III-й гильдии. Губернский уровень позволял рассматривать дела купцов I-й гильдии и дворянства. В него входили Гражданская и Уголовная палаты.

Общегосударственный уровень разбирал гражданские и уголовные дела всех сословий, этим занимался Правительствующий Сенат, члены которого избирались пожизненно.

К недостаткам такого вида судебной системы следует отнести ее многоступенчатость и затяжную продолжительность ведения судебных процессов, которые могли идти годами. Судебное дело проходило через несколько инстанций, могло то прекращаться, то возобновляться вновь.

Судебная власть была тесным образом связана с административной, к примеру, губернаторы имели полное право изменять вердикт губернских и уездных инстанции по своему желанию. Весьма ограниченным было право подсудимых на подачу аппеляции.

Да и сами судебные дела судьи подчас вели только лишь по наличию у них необходимой документации, очень часто они даже не видели в лицо самого осужденного, вынося ему вердикт заочно. Дореформенный вариант судебной системы требовал кардинальных изменений.

Выводы

Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.

Список литературы

  1. Великие реформы России. 1856–1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
  2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. – Саратов, 1969.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. – Калининград, 2000.
  5. Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859–1861 гг.
  6. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. – М.: Наука, 1992. – № 6. 
  7. Чугунов П.Б. История России в реформах. – С.-П., 1994.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Российское военно-историческое общество (Источник).
  2. Grandars.ru (Источник). 
  3. Studopedia.ru (Источник). 
  4. Biofile.ru (Источник). 

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
  2. Что представляла из себя военная реформа России 1861–1876 гг. Каков был ее итог?
  3. Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

12 + тринадцать =