Поиск

Нормативные формы внешнего выражения права

43.Формы (источники) права: понятие и виды.

Понятие «источник права» не имеет  однозначного толкования и может употребляться:

В гнесеологическом смысле – это источник познания права, т.е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и праве прошлых времён.

В материальном смысле – материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т.д.) в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его позитивную основу.

В идеологическом смысле – это правосознание, точнее правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве.

В формальном (юридическом) смысле – это способы (формы) внешнего выражения и закрепления юридических норм.

В отечественной теории государства и права формы права раскрываются с двух сторон:

Внутренняя форма права – это его структура, внутренне строение, совокупность элементов из которых оно состоит.

Внешняя форма права – это его проявление во вне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм. Внешне юридические нормы могут быть выражены в различных формах.

Формы права именуют также источники права, понимая под ними источник права в формальном, юридическом смысле. Поэтому формы (источники) права именуют именно так, имея ввиду внешние формы выражения права и одновременно его источники в формальном, юридическом смысле.

Таким образом, формы (источник) права – это способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права.

Основные виды источников права:

Нормативный правовой акт – это принятый в установленном порядке управомоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права.

Законы – принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно – правовые акты, которые обладают высшей юридической силой. Содержат первичные нормы права и регулирую наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативные акты – основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Санкционированный обычай – сложившиеся вследствие фактического применения в течении длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного.

Юридический прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел.

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее норм права.

Правовая доктрина – в настоящее время имеет незначительное распространение, например, в мусульманских странах.

Религиозные источники — священные книги, акты религиозных деятелей и религиозных органов и др. Имеют определенное распространение в теократических государствах.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы-принципы — это нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

Нормы принципы, по сути являются разновидностью Декларативных норм.

Например, нормы-принципы сформулированы в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов,
налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое
экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или
косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать
или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности
физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы,
а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом
признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо
установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы
налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Подробнее: Основные начала законодательства о налогах и сборах

Значимость норм-принципов не раз подчеркивали высшие судебные инстанции:

«Наличие в законе общих оценочных понятий само по себе не свидетельствует об их неопределенности: поскольку нормы законодательства о налогах и сборах различны по характеру и значению, пределы детализации таких его норм, как абстрактно сформулированные нормы-принципы, определяются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.
» (Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1270-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 441-О и 442-О).

04.01.2020

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

пять × два =