Поиск

Субъект права как первичный элемент системы права

Система законодательства: понятие и элементы.

Система законодательства – это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

– отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

– комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

– общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

– законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

– конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства – это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

– отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

– иерархическая («вертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Виды систематизации

Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке.

Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены.

Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания.

Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения.

В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.

Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера.

Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре.

Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса.

Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету.

Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.

Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер

Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Характеристика правонарушений

Под данным термином подразумевают любые общественно опасные, противоправные деяния, которые причиняют серьезный вред интересам государства, отдельной личности. В настоящее время выделяют несколько видов противоправной деятельности, в основе классификации лежат определенные признаки.

С юридической точки зрения противоправность рассматривается как поведение, которое нарушает норму принятого права.

Виновность является психологическим отношением этого лица к собственному неправомерному поведению, его возможными последствиями.

Закон устанавливает определенные санкции, которые позволяют наказывать тех граждан, что были признаны виновными в определенных деяниях.

Вред от подобных действий определяется в моральном либо материальном виде, от этого зависит серьезность наказания.

Принципы правопорядка

Государство обязано обеспечивать законность для всех граждан. Выделяют несколько принципов правопорядка:

  • законность;
  • конституционность;
  • структурность;
  • целостность;
  • нормативность;
  • гарантированность;
  • справедливость;
  • иерархичность.

Ни одно современное государство не способно полноценно существовать и развиваться без упорядоченности общественных взаимоотношений. Законность и правопорядок являются для государства необходимыми элементами правового регулирования. Именно с помощью норм права можно решать семейные, имущественные, политические, экономические споры.

Нормы права четко закрепляют свободы и права любого гражданина, его гарантии, обязанности, способы реализации прав. Именно в нормах права указываются основные обязанности общественных организаций и государственных органов перед гражданами.

Для любого человека правопорядок и законность становятся основными средствами защите личных интересов от беззакония со стороны иных людей, различных государственных структур.

В заключение

Правовые нормы важны для любого государства, так как они способствуют сохранению порядка. Среди множества правонарушений, совершаемых отдельными гражданами, группами лиц, организациями, выделяют преступления, проступки, деликты.

Самым серьезным и тяжким видом нарушения норм права считают преступление. Им признают такое опасное для общества поведение, что предусмотрено нормами уголовного законодательства, предполагает использование мер уголовного наказания.

Преступления могут быть связаны с посягательством на политические и экономические нормы государства, личность, имущественные, трудовые, политические права граждан.

Проступки являются нарушения права, несущими меньшую общественную опасность. Именно правовые акты (статьи) позволяют классифицировать действия граждан, выявлять степень тяжести совершаемых ими проступков и преступлений.

Дисциплинарные проступки, гражданские и административные правонарушения, уголовные деяния – все это регламентировано первичными правовыми актами. В каждом государстве существует своя правовая система, благодаря слаженной работы которой, представители судебной системы принимают решение о целесообразности наказания граждан за совершенные ими деяния, подбирают для них опеределенную меру наказания. От слаженности этой работы зависит целостность государства, покой мирных граждан.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector