Литература
- Vermeer M., Rahmstorf S. Global sea level linked to global temperature // Proceedings of the National Academy of Science. 2009. P. 21527 — 21532.
- Алексеев А.П., Братановский С.Н. Муниципальное право России: учебник / М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. 268 с.
- Астафичев П.А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 4. С. 24 — 29.
- Афанасьев А.А. Местное самоуправление сельских поселений в современных условиях: региональный взгляд: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 214 с.
- Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 721 с.
- Буров В.А. Проблемы создания искусственных земельных участков и приобретения прав на них // Право и экономика. 2009. N 2. С. 92 — 96.
- Бялкина Т.М. Муниципальное образование как пространственная граница осуществления компетенции местного самоуправления: понятие и признаки // Вестник ВЭГУ. Серия: Право. 2006. N 1. С. 89 — 96.
- Водолазова А.Ю. О некоторых вопросах установления границ муниципальных образований // Российский юридический журнал. 2009. N 6. С. 236 — 239.
- Воронина А.А. Гражданско-правовое регулирование правового режима недр // Вестник Пермского университета. 2011. Выпуск 1. С. 88 — 93.
- Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества // СПС «КонсультантПлюс».
- Гришина О.В. Границы муниципальных образований и закрепление их на местности // Журнал российского права. 2005. N 7. С. 138 — 146.
- Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / И.В. Захаров, А.Т. Карасев, А.Н. Кокотов. М.: Юрайт, 2013. 559 с.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 559 с.
- Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / И.А. Алексеев, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов. М.: Альфа-М, 2014. 256 с.
- Пылин В.В. Некоторые проблемы и пути их решения в сфере территориальной организации местного самоуправления в России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. N 2. С. 31 — 34.
- Рекомендации по выполнению требований градостроительного и земельного законодательства к описанию границ муниципальных образований // Информационный бюллетень, специальный выпуск. URL: http://duma.tomsk.ru/page/8902/ (дата обращения: 14.11.2014).
- Фальков В.Н. Соотношение административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и территориальной организации местного самоуправления: проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: материалы третьей научно-практической конференции (Омск, 18 — 19 ноября 2004 г.). Омск: Издательство ОмГУ, 2004. С. 210 — 219.
- Церклевич О.В. Граница земельного участка — что это? // Советская Адыгея. 2010. URL: http://www.to01.rosreestr.ru/news/media/1094365/ (дата обращения: 14.11.2014).
- Шугрина Е.С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» // Городское управление. 2013. N 1. С. 30 — 43.
- Эйриян Г.Н. Права пользователя земельного участка на воздушное пространство // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 85 — 93.
Поправки к Закону
ФЗ № 131 претерпел немало изменений с момента вступления в силу. В основном поправки вносились для смягчения чрезмерно строгих правил, закрепленных в первоначальной редакции.
Одно из них, в частности, устанавливало, что в состав сельского поселения может входить только один населенный пункт, численность которого больше тысячи человек либо несколько населенных пунктов, в каждом из которых проживает меньше 1 тыс. чел., объединенных одной территорией. Для местностей с высокой плотностью показатель был 3 тыс. чел.
Между тем на практике нередко получалось так, что на компактно населенной территории располагалось 2-3 села с населением 1100, 1150, 1050 человек. При этом их разделение на самостоятельные МО было нецелесообразно ни с экономической, ни с управленческой точки зрения. В связи с этим в декабре 2004 г. 6 пункт 1 части 11 статьи ФЗ № 131 был откорректирован. В настоящее время в нем закреплено, что в составе сельского поселения может находиться обычно одно село или поселок, в котором проживает больше 1 тысячи человек.
Особенности проведения референдума
Решение о созыве принимает представительный орган территориальной власти по инициативе:
- Граждан, обладающих правом участвовать в референдуме.
- Избирательных и других общественных объединений, в уставах которых предусмотрена аналогичная возможность.
- Представительного органа и главы администрации МО, выдвинутой совместно.
Ключевым условием для назначения референдума является сбор необходимого числа подписей в поддержку инициативы. Конкретное количество устанавливается в региональном законодательстве. Однако оно не может быть больше 5 % от участников, зарегистрированных на территории соответствующего муниципалитета.
Представительному органу надлежит назначить референдум в 30-дневный срок со дня поступления необходимых документов. Если указанный период будет пропущен, мероприятие назначается судебной инстанцией на основании обращения органов госвласти субъекта, избирательной комиссии или самих граждан.
Референдум, назначенный судом, организует избирательная комиссия. Проведение мероприятия обеспечивает исполнительная структура госвласти соответствующего региона или другой орган, на который суд возложит эту обязанность.
В референдуме вправе участвовать лица, проживающие в границах муниципалитета. Свое мнение население выражает путем прямого, равного, всеобщего и тайного голосования.
Итоги мероприятия и принятое решение должны быть обнародованы (опубликованы) в официальных источниках.
Упразднение поселений
Об этой процедуре сказано в статье 13.1 ФЗ 131.
Согласно норме, упразднение поселений возможно на территориях, с низким показателем плотности населения, в труднодоступных районах, если численность составляет менее 100 человек.
Соответствующее решение должно быть принято на сходе граждан, которые проживают на данной местности. Упразднение оформляется путем внесения необходимых изменений в региональный закон, согласно которому были определены состав и границы МО.
Инициаторами процедуры могут быть:
- Граждане.
- Территориальные, федеральные или региональные структуры власти.
Инициатива населения должна быть оформлена решением, принятым на сходе. Местные или региональные органы власти должны утвердить соответствующее постановление.
Упразднение территории осуществляется с учетом мнения граждан, проживающих в границах муниципального района. Оно должно быть выражено представительным органом в форме, установленной законодательством.
Особенности терминологии
В ФЗ № 131 понятия «населенный пункт» и «поселение» разграничены. Первое понятие используется для обозначения административно-территориальной единицы, второе – разновидности МО. Несмотря на свою созвучность, эти категории различны.
Границы и состав муниципальных образований могут совпадать или не совпадать с границами административно-территориальных единиц. В одном МО может присутствовать несколько административных единиц. Существует также понятие муниципального района. В границах образования в этом случае будут находиться не только земли населенных пунктов и прилегающие к ним территории. В его состав включаются и «межселенные» зоны. Ими являются территории, не относящиеся к поселениям.
Преобразование муниципальных образований
- объединение муниципальных образований,
- разделение муниципальных образований,
- присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом 2003 г.. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Объединение муниципальных образований
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Объединение двух и более внутригородских районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения каждого из соответствующих внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.
, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Разделение муниципльных образований
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.
Разделение внутригородского района, влекущее образование двух и более внутригородских районов, осуществляется с учетом мнения населения образуемых внутригородских районов в соответствии с уставом разделяемого внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом.
Навигация по сайту
- Об уставном нормотворчестве
- Обзоры судебной практики
- Обзор судебной практики за 1 квартал 2020 года
- Обзор судебной практики за 4 квартал 2019 года
- Обзор судебной практики за 3 квартал 2019 года
- Обзор судебной практики за 2 квартал 2019 года
- Обзор судебной практики за 1 квартал 2019 года
- Обзор судебной практики за 4 квартал 2018 года
- Обзоры судебной практики за 3 квартал 2018 года
- Обзоры изменения законодательства
- Обзор от 15 мая 2020 года
- Обзор от 30 апреля 2020 года
- Обзор от 15 апреля 2020 года
- Обзор от 31 марта 2020 года
- Обзор от 15 марта 2020 года
- Обзор от 27 февраля 2020 года
- Обзор от 16 февраля 2020 года
- Обзор от 31 января 2020 года
- Обзор от 15 января 2020 года
- Обзор от 30 ноября 2019 года
- Обзор от 15 ноября 2019 года
- Обзор от 31 октября 2019 года
- Обзор от 15 октября 2019 года
- Обзор от 30 сентября 2019 года
- Обзор от 15 сентября 2019 года
- Обзор от 30 июня 2019 года
- Обзор от 15 июня 2019 года
- Обзор от 31 мая 2019 года
- Обзор от 15 мая 2019 года
- Обзор от 30 апреля 2019 года
- Обзор от 15 апреля 2019 года
- Обзор от 31 марта 2019 года
- Обзор от 15 марта 2019 года
- Обзор от 28 февраля 2019 года
- Обзор от 31 января 2019 года
- Обзор от 15 января 2019 года
- Обзор от 29 декабря 2018 года
- Обзор от 17 декабря 2018 года
- Обзор от 30 ноября 2018 года
- Обзор с 1 по 15 ноября 2018 года
- Обзор от 31 октября 2018 года
- Обзор от 30 сентября 2018 года
- Секретарям административных комиссий
- Отчеты о деятельности
- Форма отчетности
- Информационные письма
- Модельные нормативные правовые акты
- Методические рекомендации
- Проектирование объектов капитального строительства
- Муниципальный бюджет
- Муниципальная служба
- Безопасные и качественные дороги
- Благоустройство и комфортная городская среда
- Нормативы градостроительного проектирования
- Разъяснения для ОМСУ
- Карта муниципальных практик
- Практики муниципалитетов края
- О ТОСах
- О ведении нотариальных действий главами МО
- О муниципальных округах
- О работе в ГИС ФИАС
- Материалы семинаров
- Телефонный справочник ОМСУ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПЕРВОГО СОЗЫВА
— депутаты избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок, установленный Законом края;
— полномочия избирательных комиссий поселений и района прекращаются досрочно со дня вступления в силу Закона края;
— выборы проводятся избирательной комиссией муниципального округа, которую формирует Избирательная комиссия Камчатского края;
— полномочия избирательной комиссии муниципального округа по решению Избирательной комиссии Камчатского края могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию;
— материально- техническое обеспечение проведения выборов депутатов муниципального округа осуществляется за счет бюджета Камчатского края;
— организацию первого заседания представительного органа муниципального округа осуществляет глава района- председатель представительного органа района;
Со дня первого заседания представительного органа муниципального округа прекращаются полномочия представительных органов поселений и района, а также полномочия депутатов.
Заключение
Местное самоуправление является важнейшей частью конституционного строя РФ. Оно признается, гарантируется и реализуется на всей территории государства.
Местное самоуправление представляет собой форму осуществления гражданами своей власти. оно позволяет самостоятельно, под свою ответственность непосредственно либо через уполномоченные структуры муниципальной власти решать вопросы местного значения с учетом исторических и иных традиций.
Правовую основу самоуправления формируют общепризнанные международно-правовые принципы и нормы, федеральные законы, нормативные акты, издаваемые в соответствии с ними, распоряжения Президента, решения, принятые на сходах и референдумах.
В РФ полномочия федеральных, региональных и местных структур власти четко разделены. ФЗ № 131 закрепляет перечень вопросов, которые могут разрешаться местным населением. В большинстве случаев они связаны с текущими проблемами муниципалитета. Как показывает практика, вопросы, касающиеся определения или изменения границ, преобразования МО, включаются в повестку крайне редко.
Возможность населения самостоятельно определять пределы муниципалитетов, их состав, статус является важнейшей конституционной гарантией. Она согласуется и с другими принципами, закрепленными в Конституции. Основным Законом установлено, что власть в стране реализует ее многонациональный народ. На всех населенных территориях государства действует местное самоуправление. В некоторых муниципалитетах многие решения принимаются гражданами, в других – в основном представительными органами.
В ряде случаев в решении вопросов могут участвовать региональные или федеральные структуры власти. К примеру, они могут инициировать изменение границ МО при наличии экономической или управленческой целесообразности. Однако в любом случае мнение местного населения будет учтено.
Для обжалования решений, принятых органами власти, или результатов референдума необходимо обращаться в судебную инстанцию. В таких ситуациях можно направить коллективный иск. Целесообразно заручиться поддержкой опытного юриста.