Поиск

Изменения процедуры банкротства

Введение процедуры упрощенного банкротства граждан

В конце 2018 года Минэкономразвития разработало проект о внесении изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно проекту, изменения коснутся процедуры банкротства граждан. Планируется создать упрощенную процедуру для физических лиц с долгами от 50 до 700 тысяч рублей.

При наличии долга до 500 тысяч рублей подать заявление о признании себя банкротом сможет только должник. Кредиторы смогут обращаться в суд только при наличии долга свыше 500 тысяч. При этом появится возможность рассмотреть банкротное дело в течение 5 рабочих дней с момента принятия заявления. Это позволит не вызывать стороны и не проводить судебное заседание.

В пояснительной записке указывается на причины создания таких поправок. Для большинства граждан-неплательщиков, действительно нуждающихся в банкротстве, эта процедура оказалась недоступной из-за своей стоимости. Оплата услуг финансового управляющего является неподъемной ношей для должника.

Суды также поддержали эту инициативу, потому что количество дел по заявлениям физических лиц значительно выросло. Кроме того, упрощенная процедура сократит сроки ее проведения.

Пока что процедура банкротства доступна для граждан, имеющих долги свыше 500 тысяч рублей и просрочку по долгам свыше 90 дней. По состоянию на 1 января 2019 г. под эти признаки подпадало около 750 тысяч граждан. Подавляющая часть из них не знает о праве признать себя банкротом. Другая часть не может воспользоваться такой возможностью, потому что она является дорогостоящей.

Принятие поправок о создании упрощенного банкротства поможет должникам, оказавшимся в трудной ситуации и не имеющим возможности исполнять свои обязательства.

Какие еще нововведения произойдут в случае принятия упрощенного порядка:

  • проведение собрания кредиторов станет необязательным;
  • изменится объем полномочий финансового управляющего;
  • появится возможность перейти из упрощенной процедуры банкротства к общей;
  • будет предусмотрена возможность отмены определения о завершении процедуры банкротства в отношении граждан, которые создали притворные признаки соответствия условиям упрощенной процедуры.

Банкротство станет дешевле за счет снижения цен на услуги финансового управляющего. Но в связи с этим остается неясным, кто будет оплачивать услуги управляющего, либо какой управляющий будет вести дело о банкротстве за небольшой гонорар.

Возможность перейти из «упрощенки» в общую процедуру будет предусмотрена для случаев, когда выявится, что объем долгов не соответствует условиям применения упрощенной процедуры, и в случае, если будет обнаружено имущество, размер которого превышает 200 тысяч рублей.

Стоимость процедуры банкротства

Процедура банкротства — весьма затратное мероприятие. Сначала, необходимо оплатить госпошлину, которая составляет 6000 рублей. Квитанцию об оплате необходимо предоставить вместе с подачей документов в арбитражный суд. Кроме этого, нужно также оплатить услуги внешнего управляющего за каждый месяц его работы. Минимальная расценка на них — 30 тысяч рублей.

Эти затраты владелец бизнеса несет еще до фактического назначения судебного разбирательства. Далее, в процессе движения по этапам банкротства, нужно будет оплачивать услуги аудиторов, консультации юристов, проведение независимых экспертиз, услуги адвокатов и нотариусов и многое другое. В общей сумме, затраты на процедуру банкротства оцениваются в 220-250 тысяч рублей.

Очень часто, если банкротство происходит по причине реальной неплатежеспособности предприятия, у владельца нет средств на оплату всех необходимых услуг. Тогда необходимо к обращению в суд приложить ходатайство судье. После его рассмотрения последний может назначить государственного управляющего, либо вынести иное решение, которое уменьшит финансовое бремя на период банкротства.

Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)

^

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.04 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом устанавливается Минэкономразвития России.

В целях реализации пункта 11 вышеуказанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании
должника банкротом» утвержден порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО АУ
при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (далее – Порядок выбора).

Решение о выборе СРО при подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятия или организации принимается уполномоченным органом в соответствии с Порядком выбора, если иное не установлено решением Правительственной комиссии
по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 №301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса».

Рейтинг АУ и СРО

Федеральной налоговой службой в целях оценки экономической эффективности погашения требований кредиторов проведена работа по анализу результатов, завершенных за три предшествующих года процедур банкротства. Использовались данные, учитываемые исходя из исполнения
функций уполномоченного органа. На основе этих данных подготовлен и представляется в ознакомительных целях доступ к рейтингу арбитражных управляющих и рейтингу саморегулируемых организаций.

В результате анализа данных о размере погашения требований кредиторов, эффективности реализации активов должника, длительности проведения конкурсного производства, а также о наличии нарушений в деятельности арбитражных управляющих (https://service.nalog.ru/pau.do),
определена эффективность каждого арбитражного управляющего и его место в рейтинге.

Балл саморегулируемой организации рассчитан с учетом среднего балла ее членов и принятых ФНС России решений о неучете саморегулируемой организации.

Данные могут быть использованы широким кругом лиц в качестве дополнительной информации при решении стоящих перед ними задач, связанных с банкротством, в том числе при принятии решения о выборе кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой
организации арбитражных управляющих для проведения соответствующей процедуры банкротства.

В настоящее время раздел опубликован в тестовом режиме (в формате Excel), информация в разделе «Рейтинг АУ и СРО» в дальнейшем может дополняться.

В случае возникновения у арбитражных управляющих вопросов относительно вышеуказанного анализа данных и составленной на его основе ознакомительной информации (Рейтинга АУ) рекомендуем обращаться в ФНС России через саморегулируемые организации, членами
которых они являются.

Виды ответственности

В привлечении руководства и учредителей компании к ответственности также произошли некоторые изменения. В их отношении возможны три вида ответственности:

  • административная;
  • субсидиарная;
  • уголовная.

К административной ответственности руководство или учредитель юридического лица привлекаются за разные виды нарушений. Наиболее часто это препятствие арбитражному управляющему выполнять свои обязанности, а именно: непредоставление нужной документации, финансовой отчетности, сокрытие договоров и т.д. Ранее за данные нарушения налагался штраф в размере 5-10 тысяч рублей, теперь размер штрафа увеличили до 50-100 тысяч рублей. Такая превентивная мера более эффективна.

Субсидиарная ответственность имеет место, когда в ходе проверки деятельности доказывается, что к банкротству привели действия руководства или учредителей, но при этом в них отсутствовал умысел. Данный вид ответственности грозит изъятием личного имущества, если суммы, вырученной от продажи имущества юридического лица, не хватит для покрытия всей задолженности.

К уголовной ответственности руководство или учредители привлекаются в том случае, если процедура банкротства юридического лица инициирована с нарушениями. Подразумевается под этим, прежде всего, фиктивное и преднамеренное банкротство. В первом случае укрытие факта платежеспособности компании, а во втором – умышленные действия, ухудшающие финансовые показатели организации.

Как происходит этот процесс на практике

Для начала необходимо установить, кто может подать иск в арбитражный суд о признании фирмы банкротом.

  • Сам должник (юридическое лицо).
  • Кредиторы, которые сотрудничают с проблемной компанией.
  • Рабочий персонал, которому не выплачивают заработанные средства.
  • Государственные органы.

Процесс признания банкротом юрлица начинается с оповещения учредителей о своем положении. Участники организации могут повлиять на ситуацию и принять необходимые меры (досудебная санация). Если финансовых мощностей учредителей недостаточно для восстановления платежеспособности компании, начинается новая стадия банкротства, посредством судебных разбирательств.

После подачи заявления в арбитражный суд в течение пяти дней решается вопрос о принятии заявления к рассмотрению. Главными критериями отбора таких дел является трехмесячная неуплата долгов и сам долг, если он превысил 300 тыс. рублей.

Когда арбитражный суд изучит все признаки банкротства и исключит возможность фиктивных обстоятельств, против должника возбуждается дело.

Процесс слушания суда может предложить следующие решения по делу:

  1. Финансовое оздоровление. Возможно, если реструктуризация долгов или поиск иных финансовых источников может спасти обанкроченную компанию.
  2. Внешнее управление. Назначается управленец на период 18 месяцев для выведения компании из кризиса.
  3. Конкурсное производство. Производится распродажа имущества, которая осуществляется в течение 18 месяцев после вынесения вердикта.
  4. Мировое соглашение. Сущность в том, что в процессе судебного разбирательства истец и ответчик находят компромиссное для обоих решение.

Существует и упрощенная процедура, с помощью которой формируется промежуточный баланс – ликвидационный – по которому осуществляются расчеты по оплате задолженности.

Для чего назначается арбитражный управляющий

Тот кредитор, который первый подаст заявление о банкротстве, будет считаться инициатором производства. Даже если заявление будет подаваться кредиторами отдельно, но по отношению к одному должнику, дела будут объединяться.

Это важный момент, так как арбитражного управляющего будет выбирать (а точнее, выбирать его кандидатуру для утверждения судом) именно инициатор производства. При этом выбором будет заниматься только один из кредиторов. Если заявление подается должником, то управляющий назначается в случайном порядке.

Арбитражный управляющий не будет зависеть ни от должника, ни от одного из кредиторов. При этом он обладает широкими полномочиями и возможностями в рамках процедуры банкротства.

Права и обязанности управляющего определяются на основании статьи 20.3 ФЗ-127:

  • он созывает собрания, а также комитет кредиторов;
  • обращается в суд с ходатайствами и заявлениями;
  • получает вознаграждение за свою деятельность на основании действующего законодательства;
  • привлекает в дело дополнительных специалистов, если их участие необходимо (например, оценщиков или иных экспертов);
  • запрашивает в государственных органах необходимые сведения о должнике и о кредиторах;
  • принимает меры по защите имущества лица, которое банкротится;
  • анализирует финансовое положение должника и все его действия;
  • составляет и ведет реестр требований кредиторов;
  • оглашает реестр на собраниях кредиторов;
  • передает сведения в правоохранительные органы при необходимости и наличии признаков нарушений;
  • осуществляет иные действия, предусмотренные действующим законодательством.

Полномочия специалиста очень широки, поэтому его назначение и последующая работа – важная часть процедуры банкротства.

Прочтите: Переуступка долга между юридическими лицами

Основные положения нового законодательства: условия и критерии для банкротов

Изменения в Законе о банкротстве физического лица предполагают следующие условия:

  • банкротство станет доступным с суммой долга 50 000-500 000 рублей;
  • банкротство будет проводиться в упрощенном порядке – то есть, вне суда (это новый формат: сейчас списание долгов невозможно без запуска соответствующей процедуры в суде);
  • количество кредиторов по упрощенной схеме не должно превышать 10;
  • услуги финансового управляющего будут оплачиваться из средств специально созданного фонда – это сократит расходы на процедуру, сделав ее доступной для каждого (сейчас банкротство физических лиц требует серьезных вложений со стороны должника – от 60 000 рублей);
  • должник не должен владеть собственностью, иметь накопления на банковских счетах и депозитах – обратиться за банкротством по новым правилам смогут по-настоящему бедные люди;
  • должник не должен менять место жительства и регистрации за последние 4 месяца;
  • должник не должен иметь заключенные сделки на крупные суммы за последний год.

Таким образом, новое банкротство будет доступно для людей, подпадающих под следующие критерии:

  • отсутствие судимостей по уголовным преступлениям;
  • отсутствие имущества и накоплений;
  • отсутствие постоянного места работы.

Изменения в законе в 2017 году

Сначала принятый законопроект не пользовался популярностью. Проблема крылась в его новизне и отсутствии судебной практики, что вызывало вполне обоснованные опасения среди желающих стать банкротами. Также стоит отметить довольно высокую госпошлину, составляющую на тот момент 6 000 рублей. Вполне логично, что гражданам, которым нечем платить кредит, было негде взять денежные средства на признание себя неплатежеспособными, и им оставалось только накапливать долги и конфликтовать с кредиторами.

Но с 1 января 2017 года размер госпошлины снизили в 20 раз и установили на уровне 300 рублей. С этого момента банкротство физических лиц в России стало набирать обороты: люди получили возможность банкротиться дешевле, и стали охотнее обращаться в Арбитражные суды с заявлениями.

Изменения в 2017 году также затронули следующие сферы:

  • деятельность саморегулируемых организаций (СРО), касаемо вопроса их реорганизации и особенностей подбора кандидатов на должность арбитражного управляющего;
  • ужесточилась ответственность финансовых управляющих за бездействие либо ущемление своими действиями законных прав кредиторов и должников.

Также в течение 2017 года был решен знаковый для многих вопрос касаемо минимальной суммы задолженности, равной 500 тысячам рублей. Ранее суды просто отказывали в принятии заявления на банкротство должникам с меньшими суммами долга, несмотря на Постановление Пленума ВС №45. И, как показала судебная практика банкротства физлиц, сегодня можно стать банкротом и при меньшей сумме задолженностей. Главное — доказать, что в ближайшем будущем Вы не сможете исправно выполнять требования кредиторов в связи с усложнившимся материальным положением.

Арбитражный управляющий в деле банкротства

Арбитражный управляющий – один из основных и важных участников в деле о банкротстве, от которого зависит результат проведенной процедуры ликвидации предприятия-должника. Данное должностное лицо, которое утверждается арбитражным судом,  предпринимает действия, направленные на восстановление платежеспособности организации-должника или его ликвидации (зависимости от принятого государственной судебной инстанцией решения). Вести свою деятельность арбитражный управляющий может, как в интересах банкрота, так и в интересах кредиторов

Именно поэтому крайне важно своевременно обратиться за помощью к специалисту для последующего выдвижения его кандидатуры в качестве арбитражного управляющего. Таким образом, есть возможность достичь желаемого результата в максимально полной мере

Преимущества обращения к специалисту, который будет назначен арбитражным управляющим:

  1. полный контроль над всеми процессами, происходящими во время процедуры ликвидации предприятия-должника;
  2. возможность получить максимально желаемый результат по исходу проведенной процедуры банкротства;
  3. максимальное сокращение финансовых затрат путем сохранения имеющегося имущества.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость того, чтобы к вопросу назначения арбитражного управляющего подойти с крайней скрупулезностью и ответственностью. Именно поэтому следует обратиться к специалистам при появлении первых признаков финансовой несостоятельности, что позволит своевременно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Преимущества сотрудничества с нашей юридической компанией

Наша компания предоставляет юридические услуги своим клиентам уже на протяжении длительного времени – все, кто обратился к нам, получил надлежащую помощь даже в самых сложных делах по банкротству. Все это стало возможным благодаря отлично слаженной работе команды высококвалифицированных юристов, которые обладают соответствующим опытом и знаниями в вопросе ликвидации организаций-должников. Основными преимуществами сотрудничества с нашей юридической компанией являются:

  • обоснованные и доступные цены на весь спектр предоставляемых услуг – наши клиенты получают квалифицированную юридическую помощь за адекватную плату, что дает возможность не переплачивать финансовые средства при обращении к другим специалистам;
  • комплексный подход к решению возникших проблем – нашими сотрудниками разрабатывается стратегия действий, которая будет эффективной в конкретно взятой ситуации;
  • оперативная реакция на поступивший запрос – мы быстро реагируем на обращение клиентов, поскольку понимаем, что от оперативности согласования и выполнения действий зависит исход решения возникшей проблемы.

Сроки проведения обеих процедур

Несмотря на свою похожесть, процедуры банкротства и ликвидации имеют разную продолжительность. Ликвидация предприятия менее длительный процесс. Обычно он проводится не меньше 9 месяцев, но, как правило, продолжается около года. Срок можно увеличить, если компания проводит торги, распродавая имущество. Особенно это касается принудительной процедуры.

Если же ликвидация компании добровольная, процедура занимает от 5 до 6 месяцев.

Банкротство – более длительная процедура. Максимальный срок – два года. На протяжении этого времени проводят попытку реанимировать финансовое благополучие. Если это не получается, начинается конкурсное производство.

Сравнение банкротства и ликвидации юрлица

Приведем ключевые различия между банкротством и ликвидацией компании:

  1. Юридическое лицо признается банкротом только по решению арбитражного суда. Ликвидация может проводиться без судебных решений: в случае добровольной ликвидации по решению собственников или при одностороннем решении ФНС об исключении компании из реестра.
  2. Инициировать процесс признания финансовой несостоятельности можно только при наличии долговых обязательств, тогда как ликвидировать компанию можно по расширенному перечню причин. Закрыть через ликвидацию можно как компанию с долгами, так и без долгов.
  3. Процедура банкротства опирается на положения ФЗ-127 «О несостоятельности», ликвидации – на Гражданский кодекс и отдельные специальные нормативно-правовые акты в зависимости от типа компании.
  4. При банкротстве компания необязательно будет закрыта. Если ей удастся восстановить платежеспособность, подписать мировое соглашение с кредиторами и погасить все долги, то компания продолжит работу. Иначе процесс ликвидации и банкротства будут завершены одинаково: через внесение в ЕГРЮЛ отметки о ликвидации.
  5. Ключевая цель процедуры банкротства заключается в максимально полном погашении требований кредиторов через нормализацию платежного баланса или продажу имущества компании. Цель ликвидации – исключение сведений о компании из реестра юрлиц ЕГРЮЛ и окончательное прекращение ее деятельности и обязательств.
  6. Руководит процессом банкротства назначенный судом профессиональный арбитражный управляющий. В процессе ликвидации управленческие функции переходят к ликвидационной комиссии или единственному ликвидатору. Состав комиссии избирается собственниками компании на общем собрании участников без судебного решения.
  7. Процедура ликвидации и банкротства процессуально состоит из разных этапов. Банкротство предполагает стадии наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. В ходе ликвидации компания проходит такие этапы, как формирование ликвидационной комиссии, информирование всех кредиторов и прием требований от них, формирование промежуточного ликвидационного баланса, погашение требований кредиторов, формирование окончательного баланса, внесение ФНС отметки об исключении сведений о компании из реестра.
  8. Процедура ликвидации – проще и дешевле. Она не предполагает оплату судебных издержек, выплаты существенного вознаграждения финансовому управляющему и при благоприятном исходе может завершиться в течение 3 месяцев. Тогда как банкротство редко удается завершить менее, чем за 9 месяцев.
  9. Сведения о начале процесса ликвидации и банкротства становятся доступными для всех желающих. Но информация о начале процесса ликвидации размещается в «Вестнике госрегистрации», а банкротства – в ЕФРСБ.

Таким образом, банкротство и ликвидация – тесно взаимосвязанные друг с другом процессы, которые являются разными вариациями для закрытия компании. Банкротство компании не всегда заканчивается ее ликвидацией, а ликвидации компании не всегда предполагает прохождение процедуры банкротства. Ликвидация выступает одним из этапов банкротства.

Что такое банкротство

Процедура банкротства предприятия — это признание его неспособным отвечать перед своими кредиторами по существующим обязательствам, которые чаще всего выражаются в денежном выражении. Банкротство может проводиться в отношении госучреждений, религиозных организаций, партий и т. д.

Инициировать процедуру может сам хозяйствующий субъект, у которого существуют значительные долги, или же его партнеры, кому он должен.

Признать предприятие банкротом может только судья Арбитражного суда, вынеся соответствующие решение. Регулирование данной процедуры осуществляется положениями нормативных актов, например, ГК РФ, законом о несостоятельности и т. д.

Внимание! Объявление предприятия банкротом предполагает, что руководство им будет передано третьим лицам — специалистам, которые занимаются управлением проблемными предприятиями. После признания банкротом фирмы, все взаиморасчеты ее с каждым кредитором ведутся не напрямую, а через назначенного управляющего с соблюдением существующей очередности.

Реальное и техническое банкротства

Различают реальное и техническое банкротство. В первом случае речь идет о действительной невозможности юрлица рассчитаться по долгам, тогда как при техническом банкротстве компания не может рассчитаться по счетам в текущий момент, хотя потенциально шанс рассчитаться с долгами есть. Техническое банкротство может возникнуть по причине невозврата дебиторской задолженности или ареста активов.

Кредиторам юрлица банкротство может быть выгодно по следующим причинам. Оно дает им возможность контролировать бизнес должника или завладеть им, компенсировать часть задолженности при продаже имущества, позволяет купить интересующие их активы должника на торгах, вернуть незаконно отчужденное имущество.

В 2014 году в 482-ФЗ внесены поправки в порядок признания банкротства определенного юрлица его кредиторами-банками. Им разрешили сразу же инициировать банкротство при возникновении обстоятельств для этого, не дожидаясь предварительного одобрения арбитражного суда.

В остальном же независимо от того, кто выступил с инициативой банкротства, процедура происходит в общем порядке.

Последствия банкротства юридического лица для самой компании

Здесь всё просто. Последствий всего два:

  • списание долгов;
  • ликвидация компании (исключение записи о компании из ЕГРЮЛ).

Но данные последствия банкротства предприятия наступают после завершения конкурсного производства— последней стадии банкротства. При этом некоторые из них появляются не в момент завершения этой стадии, а в момент её начала (то есть когда арбитражный суд принимает решение об открытии конкурсного производства). Вот эти последствия:

  • штрафы, пени и неустойки по долгам компании прекращают начисляться;
  • аресты, наложенные на имущество компании, снимаются;
  • компания может передать своё имущество только в порядке, который установил закон «О банкротстве»;
  • никаких взысканий с компании по исполнительным документам больше не может происходить; судебные приставы передают исполнительные листы конкурсному управляющему;
  • денежные требования к компании могут предъявляться только в рамках банкротства;
  • некоторые другие последствия.

Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства

Преднамеренное банкротство – умышленное действие или бездействие, манипуляция и т.п., приведшее к тому, что компания не может отвечать за финансовые обязательства. Цель манипулятора – довести компанию до банкротства для личной выгоды (долговые обязательства снимут или упростят выплаты по кредитам). Главный признак – операции, приведшие к потере платежёспособности.

Фиктивное – это признание компании банкротом на основании ложных сведений. Главный признак такого банкротства – средства, которыми можно покрыть долги, есть, но руководитель их скрывает.

Когда этот тип банкротства будет выявлен, виновники понесут административную или даже уголовную ответственность. Меры наказания:

  • Штраф от 500 до 800 тыс. рублей;
  • Заключение 6 лет.

Какую меру предпримут, зависит от размера долга и того, насколько травматическими были последствия преступной деятельности для других.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41
Москва, Московская область

+7 (812) 426-14-65
Санкт-Петербург, Ленинградская область

+7 (800) 550-52-79
Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Понятие и краткая характеристика должника по законодательству

На основании положений Гражданского кодекса под должником понимают сторону, которая обязана совершить определенные действия по требованиям кредиторов. Например, передать товары, выполнить работу или исполнить услугу по нормам ст. 307 Гражданского кодекса.

В 127-ФЗ используется несколько иное понятие должника (на основании ст. 2 127-ФЗ). Согласно ему, под должником понимается гражданин, индивидуальный предприниматель или юрлицо, которые не способны удовлетворить требования кредиторов:

  • в части денежных обязательств;
  • по оплате выходных пособий;
  • по оплате труда лиц, трудоустроенных по трудовому договору;
  • в части обязательных платежей (например, налогов и сборов).

В гражданском праве определенный субъект приобретает статус должника после возникновения определенного обязательства, тогда как в законодательстве о банкротстве для получения субъектом статуса должника нужно соблюдение ряда дополнительных условий: наступление сроков по исполнению обязательств, наличие просрочки по указанным обязательствам. Также по нормам 127-ФЗ должником может быть признан субъект не только с гражданско-правовыми долгами, но и с налоговой задолженностью.

Инициатива о признании должника банкротом может исходить как от него самого, так и его кредиторов. Для того чтобы кредиторы могли инициировать процесс признания должника финансово несостоятельным, требуется его соответствие ряду признаков. Для граждан и индивидуальных предпринимателей размер задолженности должен составлять не менее 500 тыс. р., а просрочка – более 3 месяцев. Для юрлиц минимальное значение задолженности установлено на уровне 300 тыс. р., а продолжительность просрочки такая же, как и для физлиц.

Заявить о своем банкротстве может любой должник, который отвечает признакам финансовой несостоятельности, кроме казенных учреждений, религиозных учреждений, политических партий.

Для получения статуса банкрота должник должен пройти стандартную процедуру банкротства, которая строго регламентируется положениями 127-ФЗ.

Некоторые категории должников проходят процедуру банкротства по отдельным правилам. В частности, кредитные учреждения, застройщики, ликвидируемые компании и пр.

Неучет СРО

^

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным
органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за
    неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица
    в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Последствия несостоятельности юридического лица

Если суд вынес приговор «банкрот», эта структура прекращает свое существование и удаляется из реестра юридических лиц. Все долги компании списываются, все данные удаляются. При этом имущество должника остается неприкосновенным, а заработная плата и пособия восполняются в полном размере.

Если в суде был доказан факт умышленного доведения компании до банкротства, имущество должника (как частного лица) может быть отчуждено в пользу потерпевших (кредиторов, сотрудников).

Таким образом, в правовом поле выделяются два вида банкротства:

  • Фиктивное (преднамеренное).
  • Реальное.

Признание банкротом компании – дело не из простых. Если руководитель или его учредители намеренно довели компанию до банкротства, они автоматически становятся уголовно наказуемыми.

Реальное банкротство обычно бывает «внезапным». Причинами становятся стремительная инфляция, дефолт, экономическая или политическая нестабильность в стране, изменения рынка и многое другое. При таких признаках юридическому лицу бояться уголовной ответственности не приходится.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

20 + 10 =