Поиск

Порядок обжалования решения налогового органа

Судебный порядок обжалования

В суде можно оспорить нормативные акты ФНС. Предусмотрена возможность оспаривания решения ФНС по начисленному налогу. Оспорить ненормативный акт ФНС можно согласно нормам главы 21 КАС РФ. В качестве заявителя может выступать любое лицо, чьи права нарушают действия должностных лиц. Срок оспаривания ограничивается рамками действия нормативного акта.

Время рассмотрения заявления в суде составляет 2-3 месяца.

Для обжалования актов в налоговой инспекции, не связанных с коммерческой деятельностью, граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции. Организации или индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд по месту регистрации.

Срок обжалования составляет три месяца с момента вынесения налоговой инспекцией постановления. При уважительном пропуске срока он может быть восстановлен по ходатайству заинтересованной стороны.

Ошибка ИФНС

В спорном решении указано, что на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса ИФНС установила в качестве объекта налогообложения сделку по продаже недвижимости взаимозависимому лицу с учетом балансовой стоимости за 1 кв. м.

Кроме того, п. 8 ПБУ 6/01 гласит, что исходная стоимость ОС должна быть равна рыночной. Следовательно, установив налогооблагаемую базу без учета стоимости общей собственности, ИФНС должна была организовать рыночную оценку стоимости недвижимости. Значит, ИФНС не установлен размер фактической налоговой обязанности.

Суд отменил решение налоговой в части доначисления имущественного налога, пеней и штрафов.

Таким образом, арбитражный суд поставил все точки над i в категории дел, когда ФНС неверно рассчитана налоговая база и не приведена обоснованная рыночная оценка стоимости имущества для определения размера имущественного налога.

Документы

К исковому заявлению потребуется приложить следующие документы:

  • документы заявителя – паспорт, учредительные документы организации;
  • сведения о рассчитанном налоге;
  • нотариальную доверенность, если интересы доверителя предоставляет квалифицированный посредник.

Количество исковых заявлений должно соответствовать числу участников по делу. Копии документов должны быть разосланы всем сторонам процесса заказными письмами. Перечень зависит от сложности дела и обстоятельств конкретной ситуации.

Пересчет налога осуществляется в зависимости от налогового периода и нормативных документов, принятых на муниципальном уровне. Налоговое уведомление поступает за каждый период.

Предварительный расчет осуществляет сотрудник инспекции. При неверной сумме следует обращаться в административном порядке и снизить размер начисленного налога. Споры по налогообложению следует решать с учетом местного законодательства.

Реквизиты вышестоящих ведомств

Федеральная налоговая служба

Сайт — … ссылкаНа главной странице указанного сайта следует выбрать из списка необходимый регион и в поле «Контакты» выбрать раздел, в соответствии с тем куда вы отправляется жалоба. Это может быть «Центральный аппарат» или «Управление ФНС по региону».

Фонд социального страхования

Сайт — http://fss.ruЗдесь, на главной странице расположена информация обо всех отделениях, как региональных, областных, краевых и республиканских, так и по городам федерального значения.

Пенсионный фонд России

Сайт — http://pfrf.ruЧтобы узнать контактную информацию, касающуюся отделений ПФР, следует на главной странице нажать вкладку «О пенсионном фонде — Отделения ПФР» и после выбора округа в списке выбрать то, что нужно. Во вкладке «Об отделении» — контакты управлений.

Судебное обжалование решения по наловой проверке

Исчисление срока для обращения в суд. Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение о привлечении к ответственности в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010). Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок для обращения в суд в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.13 № 153 ФЗ.

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд. Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке. Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Заявление о принятии обеспечительных мер. Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ). При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит (или сделает невозможным) исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение. Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании. В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83). В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК РФ).

О государственной пошлине

При подаче искового заявления о признании решения по результатам проверки недействительным организации следует уплатить государственную пошлину в размере 2000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Для индивидуального предпринимателя данная сумма составит 200 руб. (категория физических лиц).
Порядок уплаты государственной пошлины установлен ст. 333.18 НК РФ. Согласно п. 2 данной нормы при предъявлении несколькими истцами совместного искового заявления, содержащего единое требование, государственная пошлина уплачивается ими совместно в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования. Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов, государственная пошлина уплачивается каждым из них исходя из размера заявляемого требования (Письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-05-06-03/34).
Аналогичной позиции придерживается Президиум ВАС (п. 16 Информационного письма от 13.03.2007 N 117).
Следует отметить, что, по мнению контролирующих органов, плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно (от своего имени) уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-03-04/60). Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя, в отношении которого совершается юридически значимое действие, законодательством РФ не предусмотрена.
Другими словами, чиновники считают, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Уплата государственной пошлины через третьих лиц с указанием в назначении платежа плательщика сбора, за которого осуществляется платеж, противоречит положениям гл. 25.3 НК РФ.
Однако в данном случае есть, что возразить. Глава 25.3 НК РФ предусматривает право налогоплательщиков-организаций уплатить государственную пошлину в наличной или безналичной форме (п. 1 ст. 333.17, п. 3 ст. 333.18 НК РФ). То есть организация может самостоятельно выбрать удобный ей вариант: уплатить госпошлину за подачу искового заявления по безналу (через расчетный счет в банке) или наличными (сотрудником организации от ее имени). К тому же часть первая НК РФ признает обязанность по уплате данного сбора исполненной со дня внесения физическим лицом денег в банк для данных целей, из чего не следует, что указанное физическое лицо не может при этом действовать от имени и за счет представляемой организации (пп. 3 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).
При рассмотрении споров по данному вопросу суды не так категоричны, как контролеры. Как правило, арбитры придерживаются мнения, что указание в квитанции на уплату госпошлины в качестве плательщика руководителя организации само по себе не означает, что платеж произведен от его имени. Госпошлина может быть уплачена физическим лицом, действующим от имени представляемого им юридического лица — организации в силу предоставленных ему полномочий, при представлении доказательств того, что денежные средства, предназначенные для уплаты сбора, принадлежат непосредственно юридическому лицу — организации (Постановления ФАС ЗСО от 19.04.2007 N Ф04-1531/2007(32609-А03-10), ФАС ВСО от 21.11.2006 N А58-2444/06-Ф02-6164/06-С1).
Если в квитанции указать наименование юридического лица, реквизиты налогового органа (код ОКАТО, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа (госпошлина), код бюджетной классификации, то, по мнению арбитров, на основании этих данных можно персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. При таком подходе уплата госпошлины представителем фирмы (директором организации) будет правомерна (Постановления ФАС ВСО от 20.03.2006 N А19-26219/05-43-Ф02-1152/06-С1, ФАС ЦО от 28.11.2006 N А08-10273/05-20). В приведенных судебных решениях рассматривался вопрос о правомерности уплаты штрафных санкций, однако, по мнению автора, подход, изложенный в данных Постановлениях, может быть применен и в отношении уплаты государственной пошлины.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.

Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки ().

Подать возражения можно в течение месяца (), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений ().

В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.

Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении ().

Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.

Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган ().

Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы () в течение года после принятия решения.

Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган ().

Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения ().

Мнение суда

  • П. 1 ст. 374 Налогового кодекса, согласно которому имущество юрлица облагается налогом, в том числе используемое в совместной деятельности, учтенное на балансе ОС;
  • П. 4 Положения по бухучету 6/01, в соответствии с которым актив относится к категории основных средств, если он предназначен для применения на протяжении 12 месяцев и более, а также может приносить доход.

В силу статей 249, 289, 290 Гражданского кодекса к собственности владельца помещения в здании также относится доля общего имущества, т.е. лестницы, лестничные площадки, коридоры, технические этажи, подвалы и т.п.

Как следует из п. 5 постановления Пленума № 64, менять величину доли общей собственности здания запрещено. При этом в договоре купли-продажи может и не оговариваться переход права собственности на общее имущество. Также, несмотря на отсутствие записи в ЕГРН, право владеть долей в общем имуществе принадлежит всем владельцам помещений по закону.

В данном деле суд усматривает все признаки создания искусственной ситуации в целях занижения налогооблагаемой базы по имущественному налогу. Также налицо факт сговора вышеуказанных лиц, так как подобные схемы не свойственны для обычной коммерческой деятельности.

Обжалование в досудебном порядке

Налоговая инспекция вправе провести выездную проверку и принять решение привлечь организацию к административной ответственности. Если оно вынесено, то у заявителя есть 10 дней на апелляционное обжалование. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться в ИФНС.

В результате рассмотрения жалобы административный орган вправе принять решение:

  • не удовлетворять жалобу и оставить решение без изменения;
  • отменить решение полностью и частично и принять по делу новый акт;
  • отменить решение и закончить производство по делу.

После вынесения решения гражданин или организация привлекаются к административной ответственности либо освобождаются от нее. Возможно приостановление операций в банках, наложение ограничений со стороны судебных приставов.

Нюансы подачи жалобы, технические особенности

  1. Жалобу можно подавать как на бумажном носителе, так и при помощи доступных средств связи;
  2. Документ должен содержать в себе всю информацию, определённую для его содержания;
  3. В жалобе обязательны ссылки на нормативные акты, а также приведение иных весомых аргументов, которые помогут доказать правоту заявителя;
  4. Если имеются какие-либо ещё процессуальные нарушения со стороны сотрудников органа ФНС, необходимо также их указать.

Технические особенности оформления будут следующие:

  1. Недопустимо приведение неаргументированных фактов. После каждого примера необходимо ссылаться на закон, нормы НК РФ, судебную практику арбитражных и высших арбитражных судов, письма и разъяснения соответствующих ведомств;
  2. Требуется указание фактов, свидетельствующих об исключении ответственности, смягчении наказания, отсутствии вины налогоплательщика.

Правовые нюансы

Если платеж не будет своевременно внесен, то за просрочку гражданину будут начислены пеня и штраф в размере до 40% от суммы неуплаченного налога. Порядок взыскания штрафа урегулирован в НК РФ – ст. 122. Поэтому следует не мешкать с обжалованием. В заявлении нужно обозначить:

  • наименование административного органа;
  • сведения о должностном лице, которым вынесено решение;
  • основания жалобы и доводы заявителя;
  • перечень приложенных документов.

Заявление должно быть подписано гражданином-заявителем, а также должностным лицом, которое приняло документ. Срок рассмотрения заявления составляет не меньше 1 месяца с момента поступления в налоговую инспекцию.

Подготовка искового заявления

Если административный порядок оспаривания не возымел успеха, то придется оформлять исковое заявление по правилам ст. 125-128 КАС РФ. В иске должно содержаться:

  • наименование судебной инстанции;
  • сведения о заявителе – Ф.И.О. гражданина, наименование организации, ее юридический адрес;
  • информация о соблюдении досудебного порядка решения спора – копии административных жалоб и ответы на них;
  • документы заявителя;

Исковое заявление можно оформить в электронной форме. Для этого нужно заполнить заявление на сайте суда. Если заявление заполняется в электронной форме, то его следует подписать электронной цифровой подписью.

В качестве ответчика по делу выступает налоговая инспекция, которая вынесла постановление об административном штрафе. Если необходим пересчет налога, то нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о пересчете платежа.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий