Поиск

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: меры для предотвращения и возможности его урегулирования

Если дело заключается во взаимодействии с работодателями с предыдущего места работы

Первый случай, который можно рассмотреть в рамках этого вопроса – если производится осуществление управленческих функций по отношению к некоему предприятию или организации, где рассматриваемое лицо раньше занимало руководящую или иную должность.

В этом случае производится уведомление своего начальства и начальства той организации, а далее наниматель проводит тщательную проверку, по итогам которой выясняется, есть ли вероятность того, что те или иные отношения служащего с коллегами, руководством или другими лицами с предыдущей работы как-либо могут повлиять на выполнение его деятельности – иными словами, будет ли иметь место такой конфликт. Разумеется, если такая вероятность есть, и она довольно высока, то стоит, как и в вышеописанных случаях, то самым оптимальным вариантом будет отстранение работника от связанной с этой организацией работы.

Представим также, что некий работник находится на стадии обсуждения трудоустройства после того, как завершена его госслужба в одной организации, в другое место, с которым он также мог иметь подобные отношения. Здесь также будет единственно разумным решением полное воздержание от устройства на работу в подобную организацию, пока не будет иметь место окончательное увольнение с госслужбы – это поможет избежать каких-либо недоразумений и КИ. В том случае, когда переговоры уже проводятся, то также нужно обязательно уведомить свое руководство и нанимателя о том, что есть вероятность личной заинтересованности.

Не рекомендуется устраиваться на работу в организацию, с которой у бывшего госслужащего в рамках работы было сотрудничество

Важно осознавать, что в этой ситуации КИ может повредить репутации госучреждения, однако не может никак регулироваться в соответствии с законом. К примеру, некий сотрудник занимал руководящую должность в сфере здравоохранения, а затем перешел в частную клинику, имеющую непосредственное взаимодействие в той сфере, где ранее этот служащий занимал свое место

Или же служащий может самостоятельно стать основателем организации, в результате деятельности которой он будет регулярно общаться с предыдущим работодателем – государственной структурой, где ранее он работал

К примеру, некий сотрудник занимал руководящую должность в сфере здравоохранения, а затем перешел в частную клинику, имеющую непосредственное взаимодействие в той сфере, где ранее этот служащий занимал свое место. Или же служащий может самостоятельно стать основателем организации, в результате деятельности которой он будет регулярно общаться с предыдущим работодателем – государственной структурой, где ранее он работал.

Третий подобный пример связан с проектной работой во время госслужбы и последующей реализацией этих проектов уже после того, как произошло увольнение.

Нужно полностью закончить трудовые отношения с органом госслужбы для того, чтобы устроиться на новое место работы

Обзор документа

Подготовлен обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов.

Согласно данным мониторинга о ходе реализации мер по противодействию коррупции в госорганах, организациях за 9 месяцев 2017 г. поступило 13 993 уведомления должностных лиц о возможном возникновении у них конфликта интересов и 549 уведомлений о возникшем конфликте.

Чаще всего возникновение конфликта интересов связано с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства; с обращением должностного лица или его родственников в орган власти (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность; с выполнением контрольных (надзорных) функций. Среди причин также выделяют выполнение иной оплачиваемой работы, владение должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

В качестве основных мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов законодательством предусмотрено изменение должностного или служебного положения, вплоть до отстранения от исполнения обязанностей. Должностное лицо может отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Практика показывает, что в некоторых случаях комиссиями допускается ошибочная квалификация ситуаций в качестве конфликта интересов. В ряде случаев вывод о наличии конфликта интересов был сделан при отсутствии информации о возможном получении служащим какой-либо выгоды.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что понимается под конфликтом интересов?

Что такое конфликт интересов на государственной и муниципальной службе? Само по себе это понятие достаточно широко применяется в различных отраслях — в банковской, социальной сфере и др.

Впервые понятие «конфликт интересов» по отношению к государственным служащим было раскрыто Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ), затем в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) и в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Но Закон N 273-ФЗ дает более широкое понятие конфликта интересов на государственной или муниципальной службе — это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, а также иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе можно охарактеризовать как конфликт между интересами общества, государства и личным интересом служащего, рассматриваемый не только как уже возникшее противоречие, но и как возможность его возникновения в будущем.

Причинами возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе являются наличие противоречий и пробелов в правовом регулировании, ненадлежащий контроль при выполнении служащими своих должностных обязанностей, отсутствие должной защищенности гражданских служащих от вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, недостаточное использование материальных ресурсов в целях мотивации госслужащих, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей самими госслужащими и др.

Введение института конфликта интересов на государственной и муниципальной службе в первую очередь было вызвано вытекающими из Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 международными обязательствами РФ, а также необходимостью предотвращать влияние каких-либо частных интересов на исполнение гражданскими и муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Включение данного института в систему регулирования определенно является вкладом в борьбу с коррупцией, поскольку помогает установить наличие противоречий между личными интересами государственного или муниципального служащего и публичными интересами, а также принять меры к предупреждению такого конфликта.

С целью разрешения конфликта интересов в первую очередь необходимо установить причину его возникновения, взять его под контроль и определить требуемые меры по его урегулированию.

Речь идет о работе с закупкой товаров и/или осуществлении услуг

Давайте разберем на простом примере.

Сергей работает в муниципальной образовательной организации. Ему требуется принять решение о закупке большой партии пособий, при этом автором одного из конкурирующих пособий выступает его дочь. Что ему потребуется сделать?

Можно отойти от роли принимающей решение стороны в конкретном вопросе, если возникает конфликт интересов

В первую очередь Сергей обращается к своему начальству и представителям нанимателя с письменным уведомлением о возникновении конфликта интересов. Далее он в идеале должен временно отойти от роли принимающей решение стороны в данном вопросе. Пока проводится конкурс на закупку пособий, Сергей будет выполнять обязанности, которые непосредственно не связаны с принятием закупочного решения.

Когда вопрос касается вкладов в банках и ценных бумаг

Давайте представим и разберем ситуацию, в которой сотрудник ГС или же его родные являются владельцами ценных бумаг организации, в отношении которой госслужащий выполняет управленческие функции. Что необходимо делать в этом случае?

Суть вопроса остается неизменной – должно иметь место уведомление представителя нанимателя и собственного начальства о том, что имеет место КИ, после чего обычно рассматривается вопрос о том, чтобы бумаги были переданы в отчуждение или доверительное управление. До подобного решения служащего временно отстраняют от работы с организацией.

Служащего могут временно отстранить от сотрудничества с определенной организацией

Если речь идет о выполнении тех или иных управленческих функций по отношению к родным или иным заинтересованным лицам

Ситуация: Служащий может принимать решения относительно кадровых вопросов к своим родственникам или другим заинтересованным лицам. К примеру, речь идет о служащем, занимающем место в конкурсной комиссии, а в числе претендентов на место находится его родственник. Или же работник может являться членом комиссии, проводящей проверку по делу о нарушении со стороны своего родственника.

Решение: Первым делом нужно оповестить руководство о наличии факта личной заинтересованности, также эту информацию доносят до представителей нанимающей стороны.

Госслужащие должны оповестить руководство о наличии факта заинтересованности

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

18 − пятнадцать =

Adblock
detector