Поиск

Правовая характеристика муниципальной службы

Чем муниципальный служащий не вправе заниматься

Согласно ФЗ служащий не вправе:

  • осуществлять профессиональную деятельность помимо службы (ограничение не касается творческих занятий);
  • заниматься деятельностью в сфере предпринимательства (в том числе и через оформление доверенности на третьих лиц);
  • принимать подарки в материальном или денежном эквиваленте за осуществление службы;
  • пользоваться должностью для представления интересов объединений;
  • принимать участие в митингах;
  • представлять интересы граждан в административном органе по месту несения службы.

Но работнику не запрещается заниматься педагогической деятельностью, создавать профсоюзы и получать данные, которые касаются выполнения обязанностей.

Принципы муниципальной службы

    1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    2. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
    3. профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
    4. стабильность муниципальной службы;
    5. доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
    6. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
    7. единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
    8. правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
    9. ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
    10. внепартийность муниципальной службы.

Муниципальная служба — определение, функции и особенности

Под термином подразумевают профессиональную деятельность граждан, направленную на выполнение муниципальными органами полномочий, установленных законодательством.

Основные принципы службы включают:

  1. Права гражданина и его свобода имеют приоритетное значение.
  2. Гражданам предоставляются равные права и условия для доступа к службе.
  3. Работниками являются только компетентные профессионалы.
  4. Самостоятельность в осуществлении деятельности и принятия решений.
  5. Предоставление гарантии социальной защиты каждого должностного лица службы.
  6. Служба обязана находиться вне партийных организаций.

Основной функцией является социальная защита граждан. При напряженной обстановке в обществе, должностные лица проводят работы по урегулированию конфликтных ситуаций. Их деятельность направлена на поддержание стабильности.

Признаки, которые лежат в основе работы службы:

  1. Публичное осуществление деятельности.
  2. Обязательное замещение должностей, которые не относятся к выборным.
  3. Постоянность.

Муниципальная служба: понятие и правовое регулирование

В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе.

Таким образом, закон N 131-ФЗ предполагает достаточно широкие правовые основы муниципальной службы трех уровней:

    • федеральный закон;
    • закон субъекта РФ;
    • устав муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 3 этого Закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее – законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Федеральный закон 2007 г. определяет более широкую правовую базу муниципальной службы, включая в нее, с одной стороны, основополагающие акты, с другой – даже решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные акты.

Федеральный закон 2007 г. оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность муниципальной службы. Лиц указанных в ч. 2 ст. 1, Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются замещающими муниципальные должности и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава муниципального образования, члены контрольного органа; избираемые представительным органом глава муниципального образования, другие должностные лица из числа депутатов, например заместитель председателя представительного органа, и т.п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в том числе ее председатель, заместитель председателя и секретарь; руководитель контрольного органа, сформированного на выборах населением, избранный этим органом из своего состава).

Если речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.

При определении того, что есть муниципальная служба, надо руководствоваться ст. 2 Закона 2007 г., где говорится (ч. 1): муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Характерные черты муниципальной службы:

    1. профессиональная деятельность соответствующего лица;
    2. осуществляется на постоянной основе;
    3. предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы;
    4. замещается лишь на основании договора (контракта).

Только наличие всех перечисленных условий в совокупности позволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не по контракту (трудовому договору), а в силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии; депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа; в то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) могут быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом 2007 г.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector