Поиск

Правовая характеристика права собственности на природные ресурсы

3.2. Право собственности на природные ресурсы

Термин «право собственности
на природные ресурсы»
означает:

•        
совокупность
правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы
предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского
кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном
смысле);

•        
совокупность
правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом
(объектом собственности) — право собственности в субъективном смысле;

•        
правоотношение,
возникающее между собственником и иными лицами.

В ст. 9 Конституции РФ
записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственности (двум ее формам — индивидуальной
и коллективной) отводится приоритетная роль.

Государственная
собственность
на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное
положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме
собственности на землю и недра.

Сравнительно новая для
российского законодательства муниципальная форма земельной собственности
не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к
видам частной собственности.

В качестве субъектов
права собственности
выступают граждане и юридические лица, включая
иностранцев,
если они осуществляют на территории Российской Федерации
инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий
со стопроцентным иностранным капиталом.

Круг субъектов
государственной и муниципальной собственности устанавливается законом.
Субъектами права государственной собственности являются органы представительной
и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К
субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и
исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

Различают два способа приобретения
прав на землю и другие природные ресурсы
— административно-правовой и
гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает
предоставление земель и природных ресурсов:

— 
в
собственность;

— 
во
владение;

— 
в
пользование;

— 
в
аренду.

Гражданско-правовой способ распространяется
на:

— 
куплю-продажу
(по конкурсу, с аукциона);

— 
приватизацию;

— 
выдел
доли;

— 
выкуп
залога;

— 
долгосрочную
аренду;

— 
наследование.

Основания прекращения
права собственности
на землю и другие природные ресурсы:

— 
объективные
причины:
прекращение
права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.),
ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных
надобностей;

— 
несоблюдение
условий пользования:
неуплата налогов, нерациональное использование земли и других
природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

— 
нарушение
законодательства: нецелевое
использование, невыполнение обязанностей по
охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

Предыдущая

Природные ресурсы, принадлежащие государству

Среди всех форм собственности, перечисленных в действующем законодательстве, приоритетным считается государственное владение природными ресурсами. Именно государство вправе передавать своим субъектам или гражданам возможность владения определенными типами имущества.

В список природных ресурсов, принадлежащих государству, входит:

  • Земля и земельные участки;
  • Недра и все, что в них содержится. Поэтому права на добычу полезных ископаемых передаются лишь на время, и являются частной разновидностью аренды;
  • Объекты животного мира;
  • Водные объекты;
  • Лесные объекты.

Вся энергетика, связанная с земными недрами, находится в ведении государства и его субъектов. Это же справедливо для использования рек и приливов для получения электроэнергии. С солнечной и ветряной энергией данные ограничения никак не связаны.

Имеется ряд территорий, относящихся к природным ресурсам, но находящихся в федеральной собственности. Их запрещено передавать даже муниципальным властям, так как они имеют стратегическое значение. Подобная защита права собственности распространяется на следующие объекты:

  • Территориальные воды;
  • Континентальный шельф;
  • Исключительная экономическая зона РФ.

Воздух и вода не принадлежат ни одному собственнику, в том числе и государству. Эти ресурсы являются достоянием всего человечества. Государство РФ обеспечивает их охрану и сохранение, но они не находятся в его исключительном пользовании или владении.

Формы собственности

Согласно действующему законодательству, выделяется три основных типа форм собственности на описываемые объекты. Владеть природными ресурсами могут:

  • Частные лица;
  • Государство;
  • Муниципальные организации.

Нужно обратить внимание: государство и муниципалитеты разделены на отдельные группы. Хотя, по сути, любой муниципалитет является органом самоуправления, представляющим интересы страны

Но определенные различия между этими видами собственности имеются.

В отношении собственности граждан не имеется различий, являются ли они юридическими или физическими лицами. Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий