3.2. Право собственности на природные ресурсы
Термин «право собственности
на природные ресурсы» означает:
•
совокупность
правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы
предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского
кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном
смысле);
•
совокупность
правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом
(объектом собственности) — право собственности в субъективном смысле;
•
правоотношение,
возникающее между собственником и иными лицами.
В ст. 9 Конституции РФ
записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Частной собственности (двум ее формам — индивидуальной
и коллективной) отводится приоритетная роль.
Государственная
собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное
положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме
собственности на землю и недра.
Сравнительно новая для
российского законодательства муниципальная форма земельной собственности
не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к
видам частной собственности.
В качестве субъектов
права собственности выступают граждане и юридические лица, включая
иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации
инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий
со стопроцентным иностранным капиталом.
Круг субъектов
государственной и муниципальной собственности устанавливается законом.
Субъектами права государственной собственности являются органы представительной
и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К
субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и
исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.
Различают два способа приобретения
прав на землю и другие природные ресурсы — административно-правовой и
гражданско-правовой.
Административно-правовой способ предусматривает
предоставление земель и природных ресурсов:
—
в
собственность;
—
во
владение;
—
в
пользование;
—
в
аренду.
Гражданско-правовой способ распространяется
на:
—
куплю-продажу
(по конкурсу, с аукциона);
—
приватизацию;
—
выдел
доли;
—
выкуп
залога;
—
долгосрочную
аренду;
—
наследование.
Основания прекращения
права собственности на землю и другие природные ресурсы:
—
объективные
причины: прекращение
права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.),
ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных
надобностей;
—
несоблюдение
условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других
природных ресурсов, неосвоение земельного участка;
—
нарушение
законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по
охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.
Предыдущая |
Природные ресурсы, принадлежащие государству
Среди всех форм собственности, перечисленных в действующем законодательстве, приоритетным считается государственное владение природными ресурсами. Именно государство вправе передавать своим субъектам или гражданам возможность владения определенными типами имущества.
В список природных ресурсов, принадлежащих государству, входит:
- Земля и земельные участки;
- Недра и все, что в них содержится. Поэтому права на добычу полезных ископаемых передаются лишь на время, и являются частной разновидностью аренды;
- Объекты животного мира;
- Водные объекты;
- Лесные объекты.
Вся энергетика, связанная с земными недрами, находится в ведении государства и его субъектов. Это же справедливо для использования рек и приливов для получения электроэнергии. С солнечной и ветряной энергией данные ограничения никак не связаны.
Имеется ряд территорий, относящихся к природным ресурсам, но находящихся в федеральной собственности. Их запрещено передавать даже муниципальным властям, так как они имеют стратегическое значение. Подобная защита права собственности распространяется на следующие объекты:
- Территориальные воды;
- Континентальный шельф;
- Исключительная экономическая зона РФ.
Воздух и вода не принадлежат ни одному собственнику, в том числе и государству. Эти ресурсы являются достоянием всего человечества. Государство РФ обеспечивает их охрану и сохранение, но они не находятся в его исключительном пользовании или владении.
Формы собственности
Согласно действующему законодательству, выделяется три основных типа форм собственности на описываемые объекты. Владеть природными ресурсами могут:
- Частные лица;
- Государство;
- Муниципальные организации.
Нужно обратить внимание: государство и муниципалитеты разделены на отдельные группы. Хотя, по сути, любой муниципалитет является органом самоуправления, представляющим интересы страны
Но определенные различия между этими видами собственности имеются.
В отношении собственности граждан не имеется различий, являются ли они юридическими или физическими лицами. Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.