Поиск

Мэр, как глава муниципального образования

Собянин – чиновник с 30-летним стажем

С 2010 года по настоящее время главой города Москвы является Собянин Сергей Семенович. С 12 сентября 2013 года выбран на очередной пятилетний срок. Он занимает лидерские позиции в партии “Единая Россия”, входя в ее Высший совет.

Собянин неоднократно отмечал, что работа главы города для него — самая интересная и дающая возможность, чувствовать себя нужным. “Это конкретная работа, на тебе лежит огромная ответственность, ты задумываешь что-то сам, и проходит долгий путь, пока твой план реализуется. И когда виден конечный результат твоих трудов — это ни с чем не сравнимое удовольствие”, – так характеризует Сергей Семенович свою деятельность.

На президентских выборах 2008 года С. С. Собянин возглавлял предвыборный штаб Дмитрия Анатольевича Медведева.

Собянин премирован наградой в номинации “Политик года”.

В 2010 году доходы градоначальника составили порядка 4,8 миллиона рублей. В 2011 году он задекларировал около 5 миллионов рублей, примерно такую же сумму показал и в 2012 году. Годовой доход-2017 главы города Москвы составил 6,5 миллионов рублей.

Свободное время

Глава города обожает чтение, особенно его привлекают исторические книги о Москве, увлекается также и классикой, и историческими детективами. Среди всех писателей предпочитает Хэмингуэя.

Сергей Семенович – патриот, любит отдыхать в России, лучше – в неосвоенных, малоизведанных местах, очень ценит рыбалку и охоту.

День рождения для него – святой праздник, и ежегодно 21 июня он берет выходной, отмечая праздник в кругу друзей где-нибудь в тихом таежном месте.

Еще в детстве отец привил ему любовь к лыжам. По словам градоначальника, он не знает, что начал делать раньше – ходить на лыжах или на ногах. У него до сих пор хранятся подаренные папой самодельные сосновые лыжи.

Мэр предпочитает классическую музыку, но не отказывается слушать современных исполнителей. Вместе с группой “Мурзилки International” он однажды спел песню про выборы мэра, прозвучавшую в эфире радиостанции “Авторадио”. Песня была агитационной – чтобы люди пришли на выборы градоначальника.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие – мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Иерархия муниципальных органов власти

Иерархия строго определена положениями действующих законов. При этом все образования подчиняются федеральным властям. Таким образом, они должны издавать свои указы, исходя из действующего правового поля на территории страны. Рассмотрим подробнее, как происходит деление власти на практике.

  1. Субъекты РФ обладают возможностью издавать указы, постановления и иные правовые акты, которые будут действовать на их территории. За рамками региона закон не имеет юридической силы.
  2. Городские образования могут издавать указы, которые будут действовать на территории населенного пункта. Но прилагаемые к нему территории они не смогут затрагивать.
  3. Районные акты – это указы глав районных администраций или поселков.

Структура органов самоуправления

Кто такой губернатор?

Под губернатором
может пониматься:

  • в России – руководитель субъекта федерации (которым может быть и город федерального значения);
  • в западных странах – высшее должностное лицо штата или иной административно-территориальной единицы.

В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года граждане вновь имеют право избирать своих губернаторов.

Если говорить об истории института губернаторства в РФ, можно отметить, что появился он еще во времена Российской империи. До революции 1917 года должность, о которой идет речь, занимал человек, являющийся начальником губернии либо области. Он выполнял такие функции, как:

  • обеспечение неприкосновенности законных прав власти;
  • обеспечение исполнения положений законодательства;
  • осуществление политического управления на соответствующей территории.

В современной России, как мы отметили выше, лицо, занимающее пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Таким образом, эта должность является частью системы государственной власти. Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (при наличии устанавливающих данную процедуру положений в законодательстве) губернатором или освобожден от выполнения своих функций в соответствии с распоряжением политического центра.

Следует отметить, что в национальных республиках должность, о которой идет речь, не получила распространения. В соответствующих субъектах РФ руководитель исполнительной ветви власти – Глава или Президент. Кроме того, и в некоторых российских областях человек, занимающий соответствующую должность, именуется не губернатором, а главой администрации области.

Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать свои должности в течение не более чем двух сроков, длительность каждого из которых составляет 5 лет.

В США должность губернатора соответствует позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате. Как правило, данное лицо имеет очень широкий спектр полномочий – сравнимых с теми, которыми обладает Президент США в федеральном масштабе.

Избираются американские губернаторы населением штатов – на 4 года. Как правило, один и тот же человек может стать главой исполнительной ветви власти неограниченное количество раз. Но в некоторых штатах один и тот же губернатор может быть избран только 2 раза.

Многие из американских губернаторов становятся Президентами США. К примеру, соответствующим образом сложилась политическая карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.

Подконтрольность главы муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Как известно, отчетность — один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и пред­ставительных органов местного самоуправления за деятельностью ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления.

К сожалению, в уставах муниципальных образований больше вни­мания уделяется подотчетности главы представительному органу, а о том, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, гово­рится лишь в общем виде. Думается, что будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности иных органов местного самоуправления.

Срок полномочий.

Срок полномочий главы муниципального обра­зования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образова­ния, избираемого представительным органом из своего состава, огра­ничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны на­чинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.

В уставах муниципальных образований важно четко устанавли­вать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в долж­ность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует счи­тать день, в котором он был избран, несмотря на то, что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает не­сколько позднее

Днем избрания главы, избираемого представитель­ным органом из своего состава, является день вступления в силу ре­шения представительного органа об избрании главы.

Полномочия главы муниципального образования могут быть пре­кращены досрочно в случае:

– его смерти;

– отставки по собственному желанию;

– отрешения от должности в рамках ответственности перед государ­ством;

– признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособ­ным;

– признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

– вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

– его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

– прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

– его отзыва избирателями;

– установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципально­го образования;

– досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образова­ния был избран из состава данного органа.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Полномочия главы муниципального образования

Полномочия, которыми впоследствии наделяется глава города, вступают в силу в тот день, когда дума конкретного населенного пункта избирает его. Прекращается же их действие через установленный законом срок, а именно, во второе воскресенье марта обозначенного Законом «О местном самоуправлении» года.

Не позднее, чем на 15 день после того, как дума официально оповестит общественность о принятом решении, производится присяга главы города. Так, в рамках данного мероприятия лицо, занявшее данный почетный пост, должно произнести стандартный текст, в котором сказано, что оно дает обещание осуществлять свои полномочия и обязанности:

  • справедливо;
  • честно;
  • беспристрастно и т.д.

Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации

Таблица 1. Перечень полномочий главы муниципального образования

ПолномочиеОписание
Представлять населенный пунктИмеет право глава осуществлять представительство муниципального образования непосредственно при контакте с органами самоуправления других населенных пунктов, а также:государственными структурами;
гражданами;
организациями и т.д.
При этом, представительствовать можно без оформления доверенности, как и осуществлять все действия, входящие в рамки данного мероприятия.
Подписывать и обнародовать документы, принятые представительным органомИмеет право глава также и на подписание и оглашение официальных бумаг, при условии, что соблюдает порядок, определенный уставом конкретной территории.
Издавать правовые актыУкладываясь в рамки собственных полномочий, данное лицо может издавать правовые акты различного содержания.
Требовать созыва заседанияЕсли главе кажется, что имеет место необходимость внеочередного созыва представительного органа населенного пункта, он имеет право его потребовать.
Обеспечивать органами самоуправления осуществление полномочийРечь идет о таких полномочиях, как возможности решения вопросов местного значения.

Определяться полномочия интересующего нас должностного лица будут также и с учетом того, главой какого органа местного самоуправления он выступает.

Так, например, как глава представительного органа населенного пункта, он может:

  • проводить собрания от лица органа;
  • осуществлять контроль и обеспечение выполнения регламента образования;
  • ставить подписи на решениях, протоколах и прочих документах;
  • осуществлять организацию и координацию выполнения вынесенных решений.

В качестве же главы местной администрации то же лицо имеет право:

  • формировать и исполнять городской бюджет;
  • распоряжаться денежными ресурсами населенного пункта;
  • обеспечивать соблюдение закона, а также прав и свобод на территории образования;
  • отменять действие законов органов, находящихся у структуры в подчинении;
  • заключать различные договоренности и соглашения;
  • использовать мотивационные меры поощрения;
  • привлекать к ответственности дисциплинарного типа тех служащих, которые были им же назначены и т.д.

При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации

Избрание представителей законодательной власти

Стоит понимать, что избрание в законодательные органы региональной власти происходит на основании закона о выборах, который каждый год обновляется. При этом необходимо проводить выборы с определенной частотой. Срок полномочий определяется самими депутатами. Обычно он составляет 4 года, но в некоторых регионах увеличен до 5 лет.

Стоит понимать, что голосование должно быть открытым и гласным. То есть, оно проводится так же, как выборы президента, только уровень ниже. При этом избираться могут по одномандатному округу или по партийному списку. Как именно это происходит в конкретно взятом регионе должны решать представители совета депутатов.

Проведение выборов

Стоит отметить, что представители законодательной власти имеют право отменить прямые выборы мэра и губернатора. Тогда они сами будут назначать их. То есть, будет проводиться голосование среди членов совета депутатов. Это не является нарушением конституционных прав граждан и избирательных свобод. Зато позволяет сэкономить региональный бюджет. Однако представители общественных организаций утверждают, что это не демократично, так как электорат сам должен решать, кто будет управлять городом, регионом или другим муниципальным образованием.

Команда

Вступив на пост мэра, Собянин реализовал масштабные кадровые изменения в правительстве нашей столицы, реорганизовал префектуры, оптимизировал работу подразделений власти города. В этом ему помогала его команда.

Сергей Семенович неоднократно подчеркивал, что при подборе кадров опирался на порядочность, работоспособность и умение людей работать

“Неважно, какое у него образование. Если человек хочет и может делать больше, чем написано в его должностной инструкции, это “мой” человек”, – откровенничает политик

Сам Собянин — чиновник с 30-летним стажем, и другой работы для себя не мыслит.

Заместители главы города – это команда, люди на местах, его помощники, формирующие Аппарат мэра. Руководитель этого органа и московского Правительства сегодня – Анастасия Ракова. В обширный кабинет также входят министры различных структурных подразделений, отвечающие каждый за свою сферу – жилищно-коммунальное хозяйство, информационную политику, социальное развитие, строительство, спорт и туризм, конкурентную политику и прочие подразделения.

В аппарате мэра также присутствуют префекты всех московских округов.

Цели создания муниципальных образований

Существует несколько причин для создания муниципальных органов власти. Дело в том, что федеральные чиновники не могут управлять большой территорией из центра. Таким образом, требуется децентрализация власти. Она не должна нарушать территориальную целостность страны. При этом такая мера значительно повышает эффективность управления на местах. Рассмотрим подробнее основные цели создания административного деления.

Карта России с регионами

Развитие социальной сферы

Власти на местах должны обеспечивать нормальное социальное развитие. Их задача – сглаживать напряженность в обществе. Однако это не единственная цель.

  • повышения качества жизни на территории муниципального образования;
  • реализация социальных проектов, которые разработаны и приняты на федеральном или региональном уровне;
  • увеличение уровня вовлеченности населения в социально значимых мероприятиях;
  • развитие школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений;
  • ведение работы по увеличению среднего уровня заработка населения;
  • выполнение определенных мер для увеличения продолжительности жизни.

Митинг

Это основные социальные задачи, которые стоять перед каждым регионом. При этом у каждого главы региона, города или района есть четкие цели. Например, к определенному году увеличить количеств мест в детских садах. По выполнению плана оценивается эффективность работы власти на местах.

Развитие экономической сферы

На местах легче контролировать развитие экономических показателей. Вот основные задачи муниципальных властей в этой сфере:

  • рост ВВП и ВНП;
  • рост оборота малого и среднего предпринимательства;
  • увеличение объема производства;
  • рост показателей производительности труда;
  • управление муниципальными землями и предприятиями;
  • контроль за приватизацией бюджетных учреждений, которые находятся в муниципальном ведомстве;
  • снижение безработицы.

Сбор налогов

Таким образом, с помощью власти на местах удается решить несколько вопросов, за счет чего увеличивается эффективность выполнения законов.

История

Должность главы администрации региона России (край, область, автономная область, автономный округ) была установлена в августе 1991 года президентом Борисом Ельциным. Главы администраций заменили председателей исполнительных комитетов (исполкомов) советов народных депутатов. Первым 23 августа 1991 года был назначен глава администрации Краснодарского края Василий Дьяконов. В 1991-1993 годах главы администраций регионов назначались президентом России, кандидатуру главы администрации должен был одобрить совет народных депутатов региона. В 1994-1996 годах главы администраций назначались президентом России
по представлению председателя правительства России
, согласие региональных депутатов на назначение не требовалось. С 1995-1996 годов по 2005 год главы администраций регионов избирались прямым голосованием.

Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам федерации право самостоятельно определять название поста высшего должностного лица в регионе. Как следствие, название должности глава региона
с 1994 года постепенно вытесняется более престижным названием губернатор
. В разговорном обиходе глав администраций начали называть «губернаторами» уже в 1991-1992 годах, несмотря на возражения, что это слово употреблять не нужно, потому что губерний в стране нет.

В республиках в составе России главы администраций назначались только в исключительных случаях: в 1992 году Владимир Хубиев в Карачаево-Черкесской Республике, в 2000 году Ахмад Кадыров в Чеченской Республике. В Москве глава администрации Юрий Лужков был назначен в 1992 году вместо ушедшего в отставку избранного мэра Гавриила Попова.

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде только органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (устав муниципального образования и решения представительного органа муниципального образования). В случаях же и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований, по их специальному поручению и от их имени могут выступать также юридические лица и граждане.

Таким образом, в ГК РФ не предусматривается возможность для должностных лиц местного самоуправления выступать (по крайней мере, в гражданско-правовых отношениях) от имени муниципальных образований без специального поручения, даже если это установлено федеральным законом. Это могут делать только глава муниципального образования – выборное должностное лицо, замещающее муниципальную должность, (в том числе тогда, когда он исполняет полномочия главы местной администрации), иные выборные должностные лица местного самоуправления, поскольку только они обладают двойственной правовой природой – и лица, замещающего муниципальную должность (что необходимо в данном случае), и органа местного самоуправления.

Глава местной администрации, в том числе назначенный на свою должность по контракту, является единоличным руководителем органа местного самоуправления – местной администрации, поэтому может выступать от имени муниципального образования, осуществляя таким образом полномочия органа местного самоуправления.

Иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей).

Биография

Закончил обучение на факультете технической кибернетики Ленинградского ордена Ленина политехнического института имени М.И. Калинина по специальности «Автоматизированные системы управления». В Троицке живёт с 1986 года. Здесь начал свой трудовой путь с должности инженера лаборатории АСУ Филиала ИАЭ имени И.В. Курчатова (сегодня Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований ТРИНИТИ).

Начальник группы информатики отдела вычислительных систем ТРИНИТИ.

Исполнительный директор Фонда новых технологий в образовании «Байтик». Занимается организацией дополнительного образования в области компьютерной техники.

Депутат Совета депутатов города Троицка.

Генеральный директор ЗАО «Тринвест» (инвестиционная деятельность).

Генеральный директор ОАО «Триада» (сеть магазинов розничной торговли).

Закончил обучение в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Получил квалификацию МВА (мастер делового администрирования).

Первый заместитель главы администрации города Троицка. Курирует вопросы градостроительства, ЖКХ, здравоохранения, соцзащиты, культуры, молодёжи и спорта.

Секретарь политсовета Троицкого отделения партии «Единая Россия».

Завершил обучение в областном учебном центре «Нахабино», где получил диплом о профессиональной переподготовке по программе «Государственное и муниципальное управление: правовые основы государственной, гражданской и муниципальной службы».

Избран главой городского округа Троицк.

Переизбран на новый пятилетний срок

Возглавляет Научно-технический совет г.о.Троицк.

Награждён Благодарностью Мэра Москвы, знаком губернатора Московской области «За полезное», почётными грамотами губернатора Московской области и Министерства строительства Московской области.

Является Председателем Совета муниципальных образований г.Москвы, членом Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, членом ревизионной комиссии Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Права и обязанности мэра

В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

  • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
  • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
  • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
  • может созывать внеочередное собрание депутатов;
  • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
  • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector