Поиск

Штраф за езду с выключенными фарами, почему нужно включать ближний свет днем

Как начинающему водителю не запутаться в правилах использования осветительных приборов

Включение ближнего света при езде по дневной и ночной дороге гарантированно убережет от претензий службы ГИБДД.

Дальний свет днем будет нарушением. В ночное время фары дальнего света включают, если впереди нет машин. Приближение транспорта предписывает водителю переключать свет на ближний, чтобы не ослеплять коллег за рулем.

Исправность и правильное использование освещения еще не гарантия от претензий работников ГИБДД. Штраф в 500 рублей грозит за езду с грязными фарами. Следить за чистотой автомобиля предписывает перечень неисправностей в ПДД пункт 3.3. Взыскание инспектор вправе выписать согласно статье 12.5 КоАП РФ. Как показывает практика, в дневное время инспектор может ограничиться вынесением предупреждения. В любом случае водителю придется на месте остановки устранить нарушение.

Общие положения

Если изучить изменения в ПДД, мы можем заметить, что в ноябре 2010 года были внесены поправки о том, что независимо от времени суток, ближний свет обязан быть включен. Возникает вполне закономерный вопрос – зачем? Причина поправки лежит в том, что включенные огни делают автомобиль более заметным на дороге, особенно при плохих условиях видимости, что существенно снижает возможность возникновения аварии по причине невнимательности.

И действительно, правки в законодательстве дали ожидаемый результат. Согласно актуальной на момент написания статьи статистике количество аварий днём уменьшилось. Но далеко не все водители считают, что установленные требования стоит выполнять, так как польза от включенных фар иллюзорна, а вот расход топлива и энергии аккумулятора вполне реален.

Помимо личных убеждений или плохого знания ПДД причиной тому, что ближний свет у автомобиля не будет работать, может послужить и техническая неисправность или банальная невнимательность. Но независимо от того, в чем заключается причина нарушения, наказание одно – и оно установлено в статье 12.20 КоАП РФ.

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Актуальные данные на сегодня

Последняя на данный момент редакция ПДД, в которой был затронут штраф за невключенный свет, произошла в ноябре 2010 года. Теперь в пункте 19 говорится, что свет необходимо держать включенным и днем и ночью, при любых условиях видимости.

Поправка была принята, поскольку автомобиль со включенными ходовыми огнями более заметен для других водителей и пешеходов, и риск аварийной ситуации сильно снижается. И это не пустые слова. После принятия поправки число аварий в светлое время заметно уменьшилось.

Что же конкретно говорится в ПДД? Пункт 19 утверждает:

  • все механические ТС, а также велосипеды и гужевые повозки, должны быть оборудованы осветительными приборами; впрочем, для повозок это не обязательство, а простая рекомендация;
  • прицепы и буксируемые транспортные средства должны быть оборудованы габаритными огнями;
  • осветительные приборы всегда нужно держать включенными, причем в светлое время и на освещенных дорогах населенных пунктов, во избежание ослепления должен гореть ближний свет;
  • после заката и ночью, а также при условии плохой видимости, владелец автомобиля может по своему усмотрению включать дальний свет.

Важно! Нельзя забывать о пункте 19.5. Он гласит, что в светлое время любое движущееся ТС должно иметь включенные фары ближнего света или дневные ходовые огни

Если ходовые огни включены, то ближний свет не обязателен! Его можно выключить на время работы огней.

К сожалению, многие водители до сих пор пренебрегают выполнением такого простого требования, как включение ближнего света. Причиной нарушения ПДД может стать техническая поломка, банальная невнимательность или что-то еще. Но наказание за этот проступок в любом случае определено статьей 12.20 КоАП РФ, и это – штраф.

Как фиксируется нарушение

Вопросом назначения штрафа за невключенный ближний свет занимаются работники ГИБДД от обнаружения до наказания.

Как правило, после выявления проступка на месте составляется постановление об административной ответственности.

Не во всех случаях стоит соглашаться со служащим ГИБДД.

Доказать нарушение ПДД за ближний свет фар днем можно, если:

  • есть свидетели правонарушения;
  • вождение записано на видео;
  • водитель сам признает свою вину.

Поэтому, если доказательств не предъявлено, водитель может смело отстаивать свою правду. Такие материалы с легкостью оспариваются в суде.

Если факт нарушения неоспорим, нужно стремиться свести всё к предупреждению. То есть не конфликтовать, говорить о бесштрафной езде, напомнить о возможности предупреждения и пр.

При каких обстоятельствах водители может быть назначен штраф?

Единственный способ избежать штрафных санкций – это ездить на осветительных приборах круглосуточно. Когда требование исполняется, инспектор ДПС не вправе останавливать и выписывать штраф за нарушение. Несоблюдение действующих положений ПДД делает водителя автоматически нарушителем. Бывают обстоятельства, когда наказание обязательно будет назначено. Представим данные в виде таблицы:

Ситуации, когда полагается наказание
Описание
Переключение освещения в населенном пункте
При пересечении границы поселка, города, деревни, водитель должен перейти на «ближний», иначе предусмотрен штраф.
Неправильная эксплуатация задних «противотуманок»
Это дополнительный прибор освещения, который допускается к применению в условиях невысокой видимости. Когда обстоятельства использования другие, действия квалифицируются как нарушение.
Зажигание ходовых огней в темный период суток
Если в автомобиле есть ходовые огни, при наступлении темноты требуется использовать ближний свет. Это прописано в требованиях ГОСТа

Важно четко понимать и территориальное расположение. Необходимо, чтобы фары были правильно установлены, поскольку только так гарантированно полноценное освещение трассы.
Использование «ближнего» света в дневное время суток
Многие водители в начале движения просто забывают включить фары, в результате это приводит к наказанию

В современных моделях авто.

С учетом совершенных правонарушений будет определяться размер штрафа ГИБДД за езду без света. Изначально, данная информация фиксируется в протоколе.

Как избежать штрафа за неработающие фары (не включённый свет)

Здесь все просто. Прежде всего необходимо вежливо и сдержанно общаться с инспектором. Упомянуть о вашей забывчивости и о понимании того, что эта случайная ситуация неприятна также и вам. Также не лишним будет вспомнить про альтернативное наказание в статьях по которым могут выписать штраф. А именно статья 12.20 и 12.5 КоАП РФ предусматривает возможность выписать или сделать предупреждение

Необходимо акцентировать внимание инспектора именно на этой альтернативе. В крайнем случае напомнить инспектору о том, что задача ГИБДД предотвращать и следить за безопасностью, а не штрафовать и наказывать. А теперь, когда вы были предупреждены, их директива выполнена, за что можно лишь сказать спасибо. Также если вы в курсе, что не нарушали ПДД в последние пол года или год, то здесь можно говорить о вашей добропорядочности

Тем самым ссылаясь на факт отсутствия рецидивов.

Использование приборов в светлое время суток

Пункт 19 ПДД определяет, что необходимо включать свет на машине и в дневное, и в ночное время. При ошибочном использовании световых приборов могут оштрафовать ответственное лицо в следующих случаях:

  1. Дальний свет включен на территории, где действуют правила для населенных пунктов. Особенно часто встречается такая ситуация в темное время суток, когда после движения по загородной дороге водитель забывает переключать свет на ближний.
  2. Применение противотуманных фонарей вместо фар ближнего света. Противотуманные фары в ПДД рекомендуют использовать при не особенно хорошей просматриваемости дорог, если движение транспорта происходит во время сильного дождя, в тумане, при метели.
  3. Проезд автомобилей в ночное время с горящими ходовыми огнями. Многие водители по рассеянности допускают ошибки. При дневных ходовых огнях, которые использовались в течение всего дня, иногда при наступлении сумерек водители забывают переключиться на нужный сигнал.

Когда без этого можно обойтись?

  • В дневное время вы можете ехать без ближнего света, включив дневные ходовые огни или противотуманные световые приборы. Так можно сделать при условии, что движение происходит не при плохой видимости, которой недостаточно для правильной оценки дорожной ситуации. В противном случае выбранный подход считается нарушением.
  • В темное время суток включаем либо ближний, либо дальний свет фар. Дальний свет возможно использовать не всегда – при наличии освещения в населенном пункте он запрещен, также нельзя его включать, если есть вероятность ослепить водителей встречного транспорта.

    При недостаточной видимости в светлое время суток также можно проехать с использованием дальнего света, за исключением запрещенных ситуаций.

Случаи, в которых нужно включать

  1. Осветительные приборы должны иметься на любом механическом ТС, в этот перечень добавлены также гужевые повозки и велосипеды, которым не вменяется в обязанность, но рекомендуется использовать при движении приборы с ярким светом.
  2. Для прицепов и буксируемого транспорта должна быть предусмотрена возможность оборудования габаритными огнями.
  3. Необходимо все время держать световые приборы включенными – например, в светлое время суток при движении на территории города должны быть включен ближний свет, чтобы не допускать случайного ослепления других лиц, находящихся за рулем встречаемых автомашин. Когда водитель применяет ходовые огни, включать вдобавок ближний свет не нужно.
  4. Ночью, после заката солнца, при плохой видимости водитель может применить дальний свет, если уверен, что не ослепит шофера за рулем встречного транспорта.

Как избежать штрафа за неправильное использование фар?

В первую очередь рассмотрим простой способ, который позволит водителю избежать штрафа за нарушение правил использования световых приборов. Для этого достаточно при посадке в автомобиль включить ближний свет фар.

В 2020 году правила дорожного движения разрешают использовать ближний свет (совместно с габаритами) днем и ночью в любых погодных условиях.

Кроме того, ближний свет фар является достаточным условием для того, чтобы не получить штраф за неправильное использование световых приборов.

То есть, если на автомобиле включен ближний свет фар и все лампочки в фарах работоспособны, то штраф ГИБДД, относящийся к световым приборам, наложен быть не может.

Подключение через 5 контактное реле

Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов. Сначала о подключении реле для ДХО:

  • 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
  • 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
  • 86 – на корпус авто;
  • 87а – на «+» с замка зажигания;
  • 87 – не подключать (заизолировать).

Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.

Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.

Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.

Когда сотрудник ГИБДД имеет право выдать штраф

Чтобы гарантировано не стать обладателем штрафа, необходимо просто оставлять фары включенными всегда, когда осуществляется движение. Штраф же может быть выписан по целому ряду причин, основными являются:

  • применение дальнего светового прибора в населенном пункте — как только был совершен въезд на территорию, необходимо переключить прибор на ближние фары;
  • использование задних противотуманных фар в неположенный момент — положенным временем являются лишь условия низкой видимости;
  • применение ходовых огней в ночное время суток — разрешается использование только ближнего света;
  • отключение ближнего света в дневное время суток — выключать фары нельзя не при каких условиях в любое время дня, если только автомобиль не находится в неподвижном состоянии.

Мера ответственности

Как уже было сказано выше, нарушитель получит штрафную санкцию в размере 500 рублей. Если водителю посчастливится встретить доброго инспектора, у него появляется шанс «на первый раз» получить простое предупреждение. Стоит понимать, что если произошло ДТП, санкции будут лишь увеличиваться.

https://youtube.com/watch?v=eQkbIPHkVx0

Рекомендация

Стоит учитывать, что если использовать ближний свет постоянно, через 3-5 лет отражатель в фарах полностью перестанет функционировать. Именно поэтому не стоит пренебрегать официальным разрешением использования противотуманных передних фар хотя бы периодически в дневное время суток. Дело в том, что замена передних противотуманных фар обойдется автомобилисту гораздо дешевле по сравнению с заменой ближнего света.

Помимо всего прочего, если водитель имеет возможность установить ходовые огни, стоит ею непременно воспользоваться, однако применять их можно лишь днем. Дневные ходовые огни гарантировано помогут не получить «письмо счастья». Деятельность ходовых огней производится по данной концепции: как только автомобилист заводит свой транспорт, они включаются в автоматическом режиме, что помогает владельцу автомобиля вообще не беспокоиться о том, не забыл ли он включить ближний свет.

Какие еще последствия езды без ближнего света существуют?

Если произойдет ДТП  пусть даже не по вашей вине, но с вашим участием, то в качестве смягчающего обстоятельства для нарушителя может стать отсутствие у вас ближнего света.

Обычно такое обстоятельство отражается при авариях, связанных с выездом со второстепенной дороги. Выезжавший водитель не заметил вас ввиду отсутствия света и допустил опасную ситуацию. Вроде как виноват только он, но косвенно есть и ваша вина – большинство участников движения уже привыкли идентифицировать автомобили по свету фар.

В перспективе это может повлечь взыскание ущерба от ДТП с владельца автомобиля, даже если его вина не установлена, но имеется грубая неосторожность, которая способствовала происшествию

Если фара перестала работать во время движения

Согласно действующим правилам дорожного движения автомобилисты имеют полное право транспортировать автомобиль к месту ремонта в случае непредвиденной поломки. Ремонт может понадобиться в том числе и при повреждении осветительных приборов автомобиля. Однако следует помнить и о правиле, напоминающем о необходимости проверки оборудования авто перед началом движения.

Таким образом, сотрудник дорожной службы не имеет права составлять постановление по делу, если водитель отметил нарушение трудоспособности системы в ходе эксплуатации авто

Важно акцентировать внимание инспектора на том, что в момент задержания автомобилист направлялся к станции ремонта

Избежать наказания не удастся только в случае поломки фары в ночное время. Темный период суток отличается повышенной опасностью. По этой причине водитель не может правомерно продолжать движение при отключенных осветительных приборах. По состоянию на 2019 год при обнаружении неисправностей, проявившихся во время движения в темное время суток автомобилист обязан вызвать эвакуатор или воспользоваться буксировкой.

Важно учитывать, что продолжение движения при неисправности осветительного прибора невозможно не только ночью, но и при недостаточной видимости. Под эту категорию погодных условий входит снег, туман, сильный дождь и прочие неблагоприятные погодные условия

Недостаточной видимостью считается невозможность разглядеть объекты на расстоянии от 300 метров.

Как ДПС может доказать вину?

Доказывать вину нужно в обязательном порядке. Для этого инспекторам ГИБДД могут послужить фото или видеоматериалы, фиксирующие нарушение ПДД, а также показания свидетелей нарушения. Конечно изредка можно столкнуться с неправомерными действиями патрульных, когда они вписывают в протокол посторонних людей и подписывают его.

А в итоге судья редко когда становится на сторону водителя, так как в первую очередь руководствуется доказательствами и протоколом, а не показаниями нарушителя. Но к счастью, всегда имеется возможность обжаловать как решение суда, так и протокол, что может восстановить справедливость.

Важно знать, какие еще могут быть штрафы за световые приборы, например, за ксенон, невключенный поворотник и езду не по стрелке, тонировку задних фонарей и передних фар, диодные лампочки на фарах, установку и использование спецсигнала, невключенный ближний свет.

Как нужно применять противотуманные огни

Противотуманные осветительные приборы автомобилист может использовать в качестве основного освещения при езде в светлое время суток. Однако пункт 19.4 регламентирует, что противотуманки применяются также при ограниченной видимости пространства во время передвижения на ТС.

Использовать данное освещение можно совместно со светом основных фар, предназначенных для ближнего или дальнего освещения. Пункт 19.5 правил дорожного движения допускают использование противотуманых фонарей ночью на дорогах, не оборудованных освещением. Интересно заметить и тот факт, что данные приборы возможно использовать днем вместо фар, предназначенных для ближнего освещения.

Таким образом, использование автотрансопрта днем при работающих противотуманных приборах не является санкционируемым проступком. По этой причине автомобилисты могут не беспокоиться о получении штрафа за огни.

Нововведения в ПДД

Изменения в ПДД, касающиеся особенностей использования световых приборов, были реализованы 20 ноября 2010 года.

Теперь вне зависимости от времени суток и условий видимости ближний свет должен быть включен. Необходимость принятия таких поправок в ПДД была обусловлена тем, что транспортное средство с включенными огнями является более заметным для окружающих, поэтому количество аварийных ситуаций по причине банальной невнимательности сводится к минимуму. Следует отметить, что ожидаемая тенденция была подтверждена на практике и количество аварий в дневное время уменьшилось.

Однако многие водители не выполняют общепринятые требования. Причиной такого положения дел может быть простая невнимательность, техническая неисправность или другой повод. Однако вне зависимости от этого, в случае правонарушения водитель может быть наказан. Мера наказания определяется статьей 12.20 КоАП.

Мера наказания

Штраф за неработающую фару

Если не горит одна фара ближнего света, то это также влечет за собой наложение штрафа. При этом трактовка данной ситуации может несколько отличаться от случая, описанного выше. Здесь водитель не нарушает правила пользования осветительных приборов. Предметом нарушения в этой ситуации являются требования перечня неисправностей, а также условия, подразумевающие запрет на эксплуатацию автомобиля.

Учитывая наличие технических неисправностей, ближний свет все равно будет не включен. Поэтому в соответствии со статьей 12.5 КоАП ч.1 нарушитель наказывается штрафом в размере 500 рублей по причине неработающего или загрязненного светового прибора. Альтернативный выход из ситуации — устное предупреждение.

Следует обратить внимание на п.2.3.1. ПДД, согласно которому движение при неработающих или отсутствующих осветительных приборах ночью или в условиях низкой видимости может позиционироваться в качестве правонарушения

Можно ли избежать наказания?

На оплату штрафной квитанции водителю дается два месяца. Отсчет времени начинается с даты, когда потенциальный нарушитель уведомлен о наказании официально. Если деньги в указанный срок не поступят, то исполнительные власти вправе увеличить сумму в два раза и взыскать штраф в принудительном порядке.

Закон дает право автолюбителю оспорить наложенные санкции. Закон отводит на это стандартный срок в десять дней. Обратиться можно в вышестоящий орган ГИБДД, в прокуратуру или суд.

Действия инспектора предсказать трудно, но если вы сумеете его убедить в случайности происшедшего, то штрафа можно избежать.

Это правило не распространяется на ночные поездки, поскольку появление на дороге автомобиля без освещения делает его невидимым для остальных участников движения. Здесь выходом будет только вызов эвакуатора. Транспортировка авто на лямке также запрещена, поскольку неисправный автомобиль сделает невидимым того, кто взял его на буксир.

Штраф за езду с дальним светом в черте населенных пунктов

Как известно, в населенных пунктах возможно использование только ближнего света. Дальний свет ослепляет и дезориентирует водителей, движущихся в противоположном направлении, что приводит к повышенному риску возникновения аварии.

Важно помнить, в каких ситуациях использование приборов дальнего света категорически запрещено:

  • на достаточно освещенных участках дороги в черте городов и иных населенных пунктов;
  • при разъезде со встречным автомобилем на расстоянии менее 150 метров (переход на ближний свет может быть осуществлен и раньше, если один из участников движения попросит об этом другого с помощью доступных сигналов и знаков);
  • в прочих ситуациях, при которых может произойти ослепление автомобилиста дальним светом осветительных приборов приближающегося ТС.

В подавляющем большинстве случаев к ответственности за данного рода проступок автомобилисты привлекаются в черте города. При остановке нарушителя представителем правопорядка наказание может ограничиться предупреждением, но зачастую нарушители получают штраф в размере 500 рублей.

Если ближний свет фар включен частично

Многие водители сталкивались с тем, что у них ломается одна фара ближнего света или один из ходовых огней. Вторая при этом остается включенной. К сожалению, в такой ситуации тоже придется заплатить штраф, и его сумма составит всё те же 500 рублей.

Вот только причина штрафа – совсем другая. Если не горит одна фара, то это уже не нарушение правил эксплуатации приборов освещения, а нарушение требований перечня неисправностей. Этот проступок описан в статье 12.5 КоАП. Принципиального отличия нет, но шанс отделаться устным предупреждением в этом случае намного выше.

В пункте 2.3.1 ПДД сказано, что даже частично выключенный свет может быть расценен как правонарушение. Это становится возможным в условиях плохой видимости или в ночное время суток.

Штраф за езду с одной фарой

Рассмотрим еще одну ситуацию, которая довольно часто встречается на отечественных дорогах. У автомобиля не горит одна фара ближнего света или один габаритный огонь, т.е. просто перегорела лампа. Такое нарушение можно не заметить сразу, если автомобиль не оборудован системой автоматической проверки работоспособности световых приборов.

В описанном случае водитель нарушает не правила использования световых приборов, а требования пункта 3.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Документ запрещает эксплуатацию автомобиля в случае неработающей фары или загрязнения световых приборов. При этом наказание предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Подведем итоги данной статьи. За нарушение правил использования световых приборов в 2019 и 2020 году водитель получит минимальный штраф в размере 500 рублей. Однако не следует забывать, что если отсутствие света станет причиной дорожно-транспортного происшествия, то водитель автомобиля будет признан его виновником.

Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть забавное видео про водителя, который забыл включить ближний свет фар:

Заключение

При не включенном ближнем свете во время езды (и даже включенном частично) штраф всегда будет – 500 рублей. Поскольку сумма не такая уж большая, немало водителей совершенно не опасаются получить штраф и невнимательно относятся к включению световых приборов.

Все же стоит обратиться к моральной стороне вопроса – при езде с выключенными фарами транспорт менее заметен для прочих участников дорожного движения, нежели машина с горящими световыми приборами. Это увеличивает риск аварийных ситуаций. Поэтому следует непременно зажечь при отъезде со стоянки или выезде из гаража положенные световые приборы – с большой вероятностью этим простым действием вы сможете не допустить происшествий при движении своего авто. Помните, езда без горящих фар будет стоить денег из вашего кошелька и, очень вероятно, здоровья или жизни другого водителя.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий