Поиск

Внешнее управление при банкротстве

Деятельность внешнего управляющего

Особые полномочия во введении внешнего управления действующее законодательство отводит внешнему управляющему. Пункт 1 статьи 96 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” гласит, что его кандидатура подлежит утверждению арбитражным судом. При этом указанный раздел данного нормативно-правового акта устанавливает, что ее утверждение должно быть произведено одновременно с принятием решения о том, что предприятие требует введения внешнего управления.

Вступив в свои права, внешний управляющий должен первоначально разобраться во всех аспектах финансового положения предприятия, имеющего признаки, проявляющиеся при банкротстве, на текущий момент. Статья 99 Федерального закона № 127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предполагает, что с этой целью ему надлежит провести инвентаризацию находящегося в его распоряжении имущества, изучить бухгалтерскую и статистическую отчетность, сформировать реестр требований кредиторов при банкротстве и произвести иные действия, которые позволят ему получить полную картину финансового и хозяйственного положения организации.

После того как вся эта процедура будет им завершена, внешний управляющий должен сформировать план управления предприятием на период реализации процедуры введения внешнего управления, а затем представить его на утверждение собранию кредиторов с тем, чтобы они могли удостовериться, что этот план служит соблюдению их законных прав и интересов. Если разработанный данным специалистом в области внешнего управления план будет принят собранием кредиторов, в дальнейшем ему надлежит осуществлять свои профессиональные обязанности в строгом соответствии с ним.

После того как срок проведения процедуры внешнего управления, назначенный арбитражным судом, истечет, специалист должен будет вновь выступить перед собранием кредиторов, представив отчет о реализации разработанного им на начальном этапе плана. На этом собрании кредиторы получат возможность оценить результаты деятельности управляющего как в их соответствии первоначальному плану, так и в отношении полученных в результате его реализации итогов. Когда отчет внешнего управляющего будет озвучен на собрании кредиторов, этот совещательный орган должен принять решение о дальнейших действиях в отношении компании-должника.

Если результаты деятельности внешнего управляющего оказались удовлетворительными и привели к восстановлению его платежеспособности, оно может перейти к расчетам с кредиторами и удовлетворить их финансовые требования. В противном случае собрание кредиторов может вынести решение о том, что внешнее управление должно быть продлено, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о принятии в отношении компании, которая может быть признана банкротом, других мер, направленных на удовлетворение законных прав и интересов кредиторов. Например, в рамках процедуры банкротства может быть инициировано конкурсное производство.

Меры, которые могут быть приняты в отношении компании, объявленной банкротом

Федеральный закон №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривает, что в отношении такой организации могут быть приняты следующие варианты мер, направленных на реализацию законных прав и интересов ее кредиторов:

  • наблюдение, представляющее собой упорядочивание и на текущий момент с целью выявления возможностей по удовлетворению требований кредиторов;
  • финансовое оздоровление, в ходе которого обычно разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей компании с учетом ее финансовых возможностей;
  • конкурсное производство, в результате которого имущество компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве, подлежит реализации на торгах для погашения финансовых обязательств перед кредиторами;
  • внешнее управление, в рамках которого руководство проблемной организацией передается в руки профессионального управляющего. В такой ситуации его задачей становится проведение такой финансовой и производственной политики, которая позволила бы восстановить платежеспособность компании и впоследствии погасить имеющиеся задолженности.

Кроме того, если между компанией-должником и ее кредиторами достигнуты соответствующие договоренности, они могут заключить мировое соглашение, условия которого всецело зависят от пожеланий сторон.

Жалоба на внешнего управляющего

По результатам работы специалиста на него могут поступить жалобы от участников процесса. Причины для обжалования деятельности управленца могут быть следующие:

  • неэффективность работы специалиста и проводимых им мероприятий;
  • непрофессиональное отношение к работе;
  • отсутствие у управляющего необходимых знаний и понимания методики решения основных задач.

В результате заимодатели или другие участники могут направить на управляющего письменную жалобу в суд. В документе заявители должны указать нарушенные правовые нормы и свои претензии. А суд обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и принять решение.

Обязанности

Спектр обязанностей внешнего управляющего содержится в ФЗ «О несостоятельности» в ст.66. Перечислим наиболее важные обязанности:

  • обращение в суд для отстранения от должности руководства;
  • инвентаризация всего имущества;
  • ведение бухгалтерского, статистического и финансового учета;
  • ведение реестра претензий кредиторов;
  • обжалование действий должника и кредиторов;
  • информирование комитета кредиторов о ходе процедуры;
  • составление и утверждение плана управления;
  • выполнение мер по взысканию дебиторской задолженности.

В обязанности временного руководителя входит также установление кредиторов, не включенных в конкурсную массу.

Внешнее управление и его временные ограничения

Решение о том, что на предприятии, продемонстрировавшем признаки, проявляющиеся при банкротстве, будет введено внешнее управление, требует участия сразу нескольких заинтересованных сторон и органов, которые должны высказаться в пользу такого решения.

В частности, инициатива о введении в отношении коммерческой компании такой меры должна принадлежать , которое затем обращается в арбитражный суд для утверждения легитимности этой процедуры. При этом следует иметь в виду, что пункт 2 статьи 93 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает предельный срок, в течение которого на предприятии может осуществляться такое управление.

Согласно указанному разделу нормативно-правового акта, внешнее управление вводится на срок, не превышающий 18 месяцев. Впоследствии в случае наличия необходимости он может быть продлен по решению арбитражного суда, однако дополнительный временной период, в течение которого на предприятии будет осуществляться управление, не может превышать 6 месяцев.

Действующее законодательство установило такие временные ограничения с целью соблюдения законных прав и интересов кредиторов, поскольку в течение этого периода обычно становится ясно, способно ли предприятие восстановить свою платежеспособность. В противном случае арбитражный суд вправе избрать другой способ для удовлетворения финансовых претензий кредиторов, например, ввести конкурсное производство.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Права

Сразу после своего назначения специалист наделён правом выполнять мониторинг деятельности предприятия и управлять им на время проведения внешнего управления. Прежние руководители компании на этот период полностью отстраняется от своей работы. В течение трёх дней они должны передать все документы, печати и активы фирмы в распоряжение назначенного специалиста.

К правам внешнего управленца относятся:

  • заключение мирового соглашение;
  • использование документов и отчётностей компании;
  • аннулирование договоров, которые способствуют росту задолженности фирмы;
  • заключение новых договоров;
  • продажа и передача в аренду активов юрлица;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • увольнений сотрудников;
  • введение временного моратория на удовлетворение сумм, которые компания должна кредиторам, и выплат по исполнительным листам.

Права внешнего руководителя довольно обширны, это связано с важностью его миссии, которая направлена на реабилитацию финансового положения компании

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Права и обязанности внешнего управляющего

Полный перечень полномочий и обязательств внешнего управляющего можно найти в статье 99 ФЗ № 127.

Основные права:

  • Распоряжение активами в соответствии с планом экономического оздоровления;
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота;
  • Подача иска об аннуляции заключённых ранее договоров;
  • Возврат имущества банкрота, переданного в пользование другим лицам, прочее.

Основные обязанности:

  • Принятие всей собственности согласно инвентаризации;
  • Внесение информации об инвентаризации в реестр не позднее 3 рабочих дней после её проведения;
  • Составление плана и донесение его до всех участвующих заимодателей;
  • Ведение бухгалтерской, статистической и полной финансовой отчётности;
  • Подача возражений на требования кредиторов;
  • Ведение реестра требований;
  • Работа согласно утверждённому плану;
  • Своевременное информирование комитета о проделанной работе;
  • Использование своих полномочий строго в интересах ответчика и для ликвидации долговых обязательств;
  • Подача отчётов о результатах на собраниях, прочее.

Должник и заимодатели вправе подать иск на управляющего, если он действует с нарушением действующего законодательства, превышает свои полномочия и усугубляет ситуацию.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Последствия проведения

По итогу внешнего управления при банкротстве арбитраж издаёт решение. Это может быть один из следующих вариантов:

  • Дело закрывается, юридическое лицо признаётся несостоятельным либо погасившим долги;
  • Заключается мировое соглашение;
  • Продлеваются сроки процедуры;
  • Отчёт не утверждается, назначается новый управляющий.

Каким будет судебное решение, зависит от достигнутых результатов. Если требования кредиторов выполнены в полном объёме, платёжеспособность и работа восстановлены, компания может вернуться к прежней деятельности. Если процедура не дала успешных результатов, компания ликвидируется или может быть продана. Но, если суд решит, что финансовое положение ещё можно исправить, управляющему может быть дан шанс посредством продления сроков работы или назначают другого управленца.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41
Москва, Московская область

+7 (812) 426-14-65
Санкт-Петербург, Ленинградская область

+7 (800) 550-52-79
Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Что такое внешнее управление

Речь идёт о мероприятиях по назначению арбитража. Применяется внешнее управление к должнику в целях восстановления его платёжеспособности. Прежнее руководство организации временно отстраняется от принятия решений, а руководящие функции получает специально назначенный внешний управляющий.

Назначает управленца судебный орган, но истец вправе указать, из какой саморегулируемой организации или кого именно из этой структуры он хотел бы видеть в этой роли.

Назначенный управляющий не обязан согласовывать свои решения и получать согласие на те или иные действия, он распоряжается имуществом самостоятельно.

Список источников

  • https://prava.expert/bankrotstvo/osobennosti-vneshnego-upravleniya-pri-bankrotstve.html
  • https://www.zakonrf.info/content/articles/vneshnee-upravlenie/
  • http://neplatno.com/bankrotstvo/procedura-bankrotstva-etapy-sroki-i-celi-provedeniya-professionalnoe-soprovozhdenie-procedur-bankrotstva
  • http://nam-pokursu.ru/vneshnee-upravlenie-pri-bankrotstve/
  • https://saldovka.com/registratsiya/bankrotstvo/vneshnee-upravlenie-pri-bankrotstve-sut-i-osnovnyie-osobennosti.html
  • http://bankrotstvo-lite.ru/bankrotstvo-yuridicheskogo-litsa/vneshnee-upravlenie/

Подпишитесь на свежие новости

Особенности проведения мероприятий

Одной из особенностей проведения мероприятий по оздоровлению с помощью внешнего управляющего при банкротстве является существование права отказа от исполнения сделок должника, заключенных до инициации процедуры несостоятельности. Это право закреплено в ст. 102 ФЗ №127. Обязательным условием отказа от полного или частичного исполнения обязательств по договору является результат такого отказа – восстановление финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Предоставленное право на отказ от исполнения ранее заключенных договоров не лишает вторую сторону права требования возмещения понесенных убытков. В этом случае такие кредиторы не включаются в реестр, если требования по возмещению не были заявлены ими до начала процедуры банкротства. Возмещение производится за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов I – IV очередей, заявленных в реестре.

Отказ от исполнения договорных обязательств заявляется в отношении всех договоров с конкретным контрагентом, а не только по какому-либо конкретному договору. Нельзя отказываться от исполнения договоров, заключенных после назначения на должность.

Назначение внешнего управляющего

Назначать внешнего управляющего вправе только арбитражный судья. Этот факт фиксируется документально. В постановлении не только указывается кандидатура управляющего, но и размер его вознаграждения, а также источник его выплаты.

Кандидатуру управляющего могут предложить кредиторское собрание, уполномоченный представитель госоргана и другие участники дела о банкротстве. Кредиторы также могут просто указать суду на предпочтительную СРО, из числа которых будет утвержден кандидат.

При выборе и утверждении управляющего к нему предъявляется ряд требований:

  • российское гражданство;
  • действующий статус ИП;
  • высшее образование;
  • статус руководящей работы не менее двух лет;
  • прохождение стажировки в качестве помощника управляющего и сдача теоретического экзамена;
  • членство в СРО;
  • заключенный договор страхования ответственности.

Управляющий не должен иметь личную заинтересованность по отношению к юрлицу-должнику и его кредиторам, дисквалификацию, наличие невозмещенных убытков, иметь судимость или статус банкрота.

Сроки, на которые назначается управляющий, составляют максимально 18 месяцев. Указанный период может быть продлен (на период в пределах полугода), так и сокращен по ходатайству собрания. Возможно и досрочное прекращение работы внешнего управляющего из-за неудовлетворительных показателей.

Финансовая несостоятельность коммерческой организации и ее последствия

Коммерческие взаимоотношения между компаниями практически всегда подразумевают определенную степень доверия партнеров друг к другу. Так, обыкновенная схема взаимодействия, как правило, строится таким образом, что одна компания оказывает другой услугу или поставляет товар, а через несколько дней получает оплату на свой банковский счет.

Однако в зависимости от конкретных условий договоренности между партнерами механизм взаимодействия может быть налажен и противоположным образом: сначала получатель товара или услуги перечисляет предоплату, а затем получает от поставщика необходимые ему предметы или работы.

Таким образом, временной промежуток в несколько дней, который обычно проходит до того момента, когда все договоренности между сторонами выполняются, является обычной практикой в современной российской экономике. Однако если этот временной промежуток затягивается, а компания тем самым нарушает условия договоренностей, достигнутых с партнером, то последний может принять меры для защиты своих законных прав и интересов. Одной из таких мер является банкротство в отношении компании-неплательщика. В рамках этой процедуры применительно к такой компании может быть введено внешнее управление.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает четкие условия, которые должны быть соблюдены при реализации процедуры введения внешнего управления.

В частности, пункт 2 статьи 3 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” прямо указывает, что признаком того, что юридическое лицо является банкротом, считается невыполнение им взятых на себя финансовых обязательств в течение трех месяцев с того дня, в который они должны были быть исполнены. Следовательно, по истечении указанного временного периода кредитор, требующий от компании-неплательщика выполнения своих финансовых обязательств перед ним, вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недобросовестного партнера банкротом.

В результате рассмотрения такого заявления и всех обстоятельств конкретного дела арбитражный суд должен будет принять решение о том, какие меры должны быть приняты в отношении компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве.

План проведения

В плане до банкротства юридического лица фиксируются все этапы, которые будут воплощены. В каждом случае это будет свой набор ключевых действий. Сюда же может входить взыскание дебиторских долгов, переуступка прав требования, реализация части имущества для погашения задолженности, дополнительные акции, замещение активов, прочее.

Весь комплекс мероприятий нацелен на получение прибыли и не согласовывается с нынешним руководством компании

Единственное мнение, которое важно, — это мнение кредиторов, и только если речь идёт о финансовых рисках. В рамках плана проведения мероприятий может быть даже увеличен уставной капитал

План внешнего управления подчиняется трём основным правилам:

  1. Соответствие действующему законодательству РФ.
  2. Чёткий срок, отведённый на восстановление.
  3. Обоснование возможностей восстановления в указанный срок.

Типовая структура плана:

  • Характеристика предприятия и менеджеров, ответственных за нынешнюю ситуацию;
  • Резюме (сроки, необходимая сумма, предполагаемый результат);
  • Анализ экономической ситуации юридического лица;
  • Таблица со списком запланированных мероприятий;
  • Анализ рынка и конкуренции;
  • Финансовый план;
  • Заключение со сроками и очерёдностью погашения задолженности.

План должен быть составлен и утверждён в срок не более двух месяцев от даты назначения управляющего.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий

шесть + 4 =

Adblock
detector