Поиск

Формирование законодательства

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования определяется реалиями современного российского права, наметившимися за последние годы новыми приоритетами направлениями в государственно-правовой политике, возрастающим уровнем интернационализации правового пространства, интеграции России в мировые и региональные политико-правовые институты.

Одним из основополагающих вопросов, которые должны быть поставлены в контексте правильного понимания состояния и тенденций развития правовой системы Российской Федерации, формирования и развития правовой системы субъектов Российской Федерации является доктринальное понимание правовой системы вообще как специфического правового явления.

В связи с тем, что этап теоретического формирования российской национальной системы законодательства и ее практическая реализация составляет одну из главнейших задач, от решения которой зависят многочисленные правовые проблемы, в том числе и вопросы, связанные с совершенствованием системы законодательства в целом, определение ее места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов. Все это приобретает все большую актуальность в условиях построения демократического правового государства, где право имеет главнейшее значение, а направления правовой науки нуждаются в обобщении с целью использования возможностей оперировать ей при анализе всей правовой деятельности.

Целью данной работы является исследование процесса становления и эволюции современного российского законодательства.

Исходя из поставленной цели в рамках данного исследования предлагается решение следующих задач:

— изучение исторических аспектов в становлении законодательства;

— исследование процесса формирования правового государства и развитие институтов представительской и прямой демократии;

— выявление тенденций развития современного российского законодательства, его проблем и перспектив;

— анализ вертикальной и горизонтальной структуры структура законодательства;

— исследование процесса формирования законодательной базы субъекта РФ;

— рассмотрение места Конституции РФ в структуре современной правовой системы России.

Объектом исследования выступает законодательство РФ.

Предметом исследования в работе является процесс становления и эволюции системы законодательства РФ.

В данной работе были использованы  следующие работы в области исследования исторических этапов становления и эволюции законодательства РФ:  Баранова В.М., Полениной С.В., Беляева И. Д., Власенко Н.А.,    Гайворонской Я. В., Дроздовой Н. Г., Ермоленко С.В., Зелепукина А.А., Злобина А.В., Рысиной Е.П., Коломейцевой Т.А., Лазарева В. В., Лаптевой М.Н., Мазуренко А.П.,         Манькова А. Г.,           Матузова Н. И., Протасова В.Н., Протасовой Н.В.,           Тихомирова Ю.А., Черенковой Е.Э. и др.

Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие тенденции развития современного российского законодательства, структуру системы законодательства, место Конституции в правовой системе РФ.

В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, а также информационные ресурсы Интернет.

Обзор документа

Определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Главные задачи — формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также преодоление правового нигилизма в обществе.

На формирование правовой культуры влияют такие факторы, как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень обучения в образовательных учреждениях; понятность, доступность и эффективность законодательства. Существенное значение имеют строгое соблюдение чиновниками норм закона и профессиональной этики; доступность правосудия и квалифицированной юридической помощи.

Начинать правовое воспитание следует с дошкольного возраста. Необходимо приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим). Следует развивать практику обучения основам права в образовательных учреждениях.

Помочь в формировании позитивного правосознания должны СМИ, теле- и радиоканалы, учреждения культуры. Планируется распространять социальную рекламу правовой направленности; создавать творческие проекты по предоставлению базовых юридических знаний. Следует отказаться от популяризации криминальной культуры и перейти к демонстрации положительных примеров социального поведения.

Предусмотрены меры по развитию системы правового просвещения и информирования граждан, в том числе через информационно-правовые ресурсы. Планируется внедрить практику оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг.

Особое внимание уделяется повышению правовой культуры чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Среди предусмотренных мер — повышение их квалификации, моральное и материальное поощрение образцового исполнения служебного долга

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Bibliography

Chislov P.I. Istoriya russkogo prava moskovskogo i peterburgskogo periodov. M., 1902.

Chislov P.I. Kurs istorii russkogo prava. M., 1914.

Dyuvernua N.L. Istochniki prava i sud v Drevnej Rossii. M., 1869.

Gribovskij V.M. Drevnerusskoe pravo. Pg., 1915. Vyp. I.

Gulyaev A.M. Ob otnoshenii russkogo grazhdanskogo prava k rimskomu. Kiev, 1894.

Gulyaev A.M. Pravo obshhee i mestnoe. Kiev, 1897.

Kazancev S.M. Komissiya dlya sochineniya proekta novogo Ulozheniya // Zakonodatel’stvo Ekateriny II. M., 2000. T. 1.

Korevo N.N. Izdaniya mestnyx zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1907.

Maykov P.M. Komissii sostavleniya zakonov pri imperatorax Pavle I i Aleksandre I // Zhurn. Ministerstva yusticii. 1905. N 7.

Nakaz Komissii o sochinenii proekta novogo Ulozheniya, sostavlennyj Ekaterinoj II. 1767 g. // Konstitucionnye proekty v Rossii. XVIII — nachalo XX v. M., 2000.

Omel’chenko O.A. Zakonnaya monarxiya Ekateriny Vtoroj. M., 1993.

Samokvasov D.Ya. Lekcii po istorii russkogo prava. M., 1896. Vyp. 2.

Sergeevich V.I. Lekcii i issledovaniya po drevnej istorii russkogo prava. SPb., 1910.

Sobornoe ulozhenie 1649 goda. Tekst. Kommentarij. L., 1987.

Speranskij M.M. Rukovodstvo k poznaniyu zakonov. SPb., 2002.

Stroev V. Istoriko-yuridicheskoe issledovanie Ulozheniya, izdannogo carem Alekseem Mixajlovichem v 1649 godu. SPb., 1833.

Speranskij M.M. Obozrenie istoricheskix svedenij o svode zakonov. SPb., 1833.

Tixomirov M.N., Epifanov P.P. Sobornoe ulozhenie 1649 goda. M., 1961.

Vladimirskij-Budanov M.F. Obzor istorii russkogo prava. Kiev, 1905.

Zagoskin N.P. Kurs istorii russkogo prava. Kazan’, 1906. T. I.

Zagoskin N.P. Ulozhenie carya i velikogo knyazya Alekseya Mixajlovicha i Zemskij sobor 1648 — 1649 goda. Kazan’, 1879.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий