Поиск

Обжалование решения ИФНС об отказе регистрации изменений в устав

Отсутствие организации по заявленному адресу может быть основанием для отказа в госрегистрации, но только если это зафиксировано документально

Фактическое отсутствие компании или ее исполнительных органов по адресу, указанному в заявлении или учредительных документах, нередко отходит на второй план и не является для суда безусловным основанием для отказа в госрегистрации. Как правило, суды учитывают этот факт, только если он установлен инспекцией на момент принятия решения об отказе и документально зафиксирован, например, протоколом осмотра помещения (Постановления ФАС Волго-Вятского от 03.12.2012 N А79-5745/2012, Уральского от 11.09.2012 N Ф09-7877/12, от 13.08.2012 N Ф09-6139/12 и от 19.03.2008 N Ф09-1907/08-С4 округов).

В остальных случаях факт отсутствия юрлица по заявленному адресу не должен приводить к отказу в госрегистрации (Постановления ФАС Московского округа от 10.12.2012 N А40-101058/11-146-877, от 05.12.2012 N А40-30331/12-153-300, от 27.11.2012 N А40-19646/12-148-183, от 15.11.2012 N А40-12616/12-92-118 и от 25.05.2011 N КГ-А40/4134-11). Ведь при госрегистрации изменений в учредительных документах проверка местонахождения заявителя не входит в обязанности налоговиков.

Кроме того, при рассмотрении дел об отказе в регистрации вновь созданных юридических лиц арбитры указывают, что до момента госрегистрации ни организация, ни ее исполнительные органы в принципе не могут находиться по заявленному адресу. Ведь юридическое лицо до момента его государственной регистрации не обладает правоспособностью на заключение сделок (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ). Значит, оно пока не может оформить отношения с собственником помещения (см. врезку ниже).

Обратите внимание! Суды считают допустимой регистрацию компании по месту жительства ее учредителя

По мнению ФНС России, допускается государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства его учредителя (Письмо от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). Несмотря на это, инспекции на местах нередко отказывают в регистрации компании по такому адресу. При этом они ссылаются на п. 2 ст. 671 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Суды в таких случаях обычно признают отказ в госрегистрации незаконным. Арбитры отмечают, что факт госрегистрации юридического лица в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его учредителю или генеральному директору, еще не свидетельствует о размещении в этом же помещении самого производства или офиса (Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 N А41-8923/11). Иными словами, суды допускают, что место регистрации компании (ее юридический адрес) может не совпадать с фактическим местом нахождения ее производственных или офисных площадей.

Более того, суды указывают, что использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (Постановления ФАС Московского округа от 21.05.2012 N А40-73285/11-92-615 и от 18.05.2012 N А40-49615/11-145-404).

Вместе с тем есть примеры судебных решений, в которых арбитры поддержали отказ инспекции в госрегистрации компании в жилом помещении

К такому выводу суды пришли, приняв во внимание специфику деятельности организации, например:

  • оказание медицинских услуг в области психиатрии и наркологии, в том числе стационарное лечение и наблюдение за больными (Определение ВАС РФ от 23.04.2012 N ВАС-4490/12);
  • оптовая торговля всеми видами товаров (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2011 N А40-135022/10-147-860).

Поэтому суды часто признают неправомерным отказ налоговиков в госрегистрации вновь созданной организации, не находящейся по заявленному ею адресу (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 01.06.2011 N А19-16743/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.10.2011 N ВАС-12728/11) и Поволжского от 04.05.2011 N А55-22884/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.08.2011 N ВАС-11311/11) округов).

В какой срок ООО сообщать об изменениях

Все изменения, о которых ООО должно сообщать самостоятельно, условно можно разделить на две группы:

  1. Изменения, связанные с учредительными документами (уставом).
  2. Изменения, не связанные с учредительными документами (уставом).

Для сообщения о первом типе изменений заполняется заявление по форме Р13001, для второго – по форме Р14001.

Заявление по форме Р13001Заявление по форме Р14001
Смена наименования ОООСмена директора
Смена юридического адресаВход (выход) участника, распределение доли
Изменение ОКВЭД, если это вносит изменения в уставПродажа доли (наследование, дарение)
Изменение уставного капитала (уменьшение, увеличение)Смена юридического адреса, если он не меняется в уставе
Изменение сведений о филиале или представительстваИзменение кодов ОКВЭД
Иные изменения уставаИсправление ошибок в ЕГРЮЛ

Об изменениях, не связанных с уставом, необходимо сообщать в течение 3 рабочих дней с момента их возникновения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Для изменений, связанных с уставом, срок уведомления законом не установлен, на практике обычно ориентируются также на 3 рабочих дня.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Штраф за нарушение сроков предоставления информации об изменениях, не связанных с уставом – 5000 рублей (при этом возможно отделаться предупреждением, но подобное везение происходит крайне редко).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

14 − 4 =