Поиск

Канадская Хартия прав и свобод

Критика[ | ]

Хартия прав и свобод пользуется большой популярностью в Канаде; опросы, проведённые в и , определили, что 82 % канадцев оценивают Хартию положительно (худший результат был в Квебеке: 64% в 1987 и 70 % в 1999). Однако документ критикуется всеми политическими силами. Профессор Майкл Мандель — один из критиков от левого крыла; он написал, что судьи, в отличие от избираемых политиков, нечувствительны к воле избирателей и не обязаны обеспечивать доступность своих решений для понимания среднего канадского гражданина. По мнению Манделя, это ограничивает демократию

Мандель также утверждает, что Хартия сделала Канаду более похожей на США, уделяя внимание скорее правам предприятий и личным правам, чем коллективным и социальным. Он сожалеет, что в Хартии отсутствует ряд прав, которые он сам включил бы в неё: например, право на медицинское обслуживание и основное право на бесплатное обучение.

Американизация канадской политики воспринимается как процесс, проходящий в ущерб более важным, по мнению канадцев, ценностям. Профсоюзное движение, в частности, разочаровано намеренным умолчанием судами положений Хартии, защищающих различные формы профсоюзной работы, в том числе «право на забастовку».

Беспокойство критиков от правого крыла Мортона и Кнопфа по поводу Хартии вызвало в частности то, что федеральное правительство использует её для ограничения полномочий провинций, присоединяясь к разным просителям и заинтересованным группам. В книге The Charter Revolution & the Court Party Мортон и Кнопф подробно излагают свои подозрения о существовании этой связи, обличающей правительства Трюдо и Кретьена в субсидировании разных спорных групп. Эти правительства использовали, например, программу судебных споров для поддержки требований по праву на обучение на языке меньшинства. Мортон и Кнопф утверждают также, что прокуроры при судах первой инстанции намеренно проигнорировали дела, в которых правительство привлекалось к ответственности за подтверждённое нарушение прав, в том числе прав гомосексуалистов и прав женщин.

Комментируя эту критику, политолог Рэнд Дик отмечает, что, если бы «дальнозоркость» судей была увеличена, они всё равно сохранили бы большинство законов, противоречащих Хартии. Что касается спорных заинтересованных групп, Дик подчёркивает, что «итог не так ясен, как подразумевают Мортон и Кнопф. Все эти группы испытали на собственном опыте не только победы, но и поражения».

Профессор политологии Монреальского университета Чарльз Блатберг, критикует Хартию за способствование дроблению страны как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Вызывая столько рассуждений о правах, Хартия создаёт, по его мнению, конфронтационный климат в канадской политике, усложняя производство общественных благ. Блатберг утверждает также, что Хартия подтачивает канадскую политику, так как это крайне космополитический документ. Наконец, он утверждает, что люди были бы более заинтересованы в поддержке личных свобод, если бы эти свободы выражались не так абстрактно, как это происходит в правовых терминах.

Права коренных народов

В статье 35 Конституционного акта 1982 «признаются и подтверждаются» «существующие исконные или вытекающие из договоров права коренных народов Канады». Под этим термином разумеются «индейцы, эскимосы и метисы Канады».

Слово «существующие» в статье 35(1) обязало Верховный суд определить, какие права коренных народов существуют. Верховный суд постановил, что до права коренных народов существовали на основании обычного права. Обычное право могло быть заменено одним простым законом. Таким образом, до 1982 федеральный парламент мог устранить права коренных народов, но права, существовавшие в 1982, больше устранить не мог.

Другими статьями, относящимися к правам коренных народов, являются статья 25 Хартии и статья 35-1Р, устанавливающие запросы на участие коренных народов в модификации соответствующих конституционных оговорок.

Конституционный акт 1982

Основная статья: Конституционный акт 1982

Этот закон был актом Парламента Канады, требующим полной политической независимости от Соединённого королевства. Это соглашение было подписано без согласия одной из провинций-основательниц страны и единственной официально франкоязычной территории Канады — Квебека (см. Ночь длинных ножей (Квебек)). Верховный суд Канады постановил, что односторонняя патриация конституции без согласия Квебека законна, но несправедлива. Часть V этого акта создала процедуру конституционного изменения, которая не требует голосования британского парламента. К тому же, часть I этого закона образует Канадскую хартию прав и свобод, определяющую политические права и свободы каждого канадского гражданина, в том числе свободу совести и отправления религиозных культов, выражения мнения, право на передвижение и т. д. Часть II посвящена правам коренных народов Канады.

Канадская хартия прав и свобод

Основная статья: Канадская хартия прав и свобод

Как отмечено выше, Хартия образует часть I Конституционного акта 1982. Хартия является конституционной гарантией личных и коллективных прав. Это относительно короткий документ, написанный простым языком для обеспечения его доступности для среднего гражданина. Считается, что эта часть конституции оказывает наибольшее влияние на повседневную жизнь канадцев и является формой конституционного права, расширение которой на протяжении нескольких лет наиболее стремительно.

Процедуры внесения изменений

Основная статья: Поправки к Конституции Канады

После принятия Конституционного акта 1982 поправки к конституции должны производиться в соответствии с частью V Конституционного акта, предусматривающей пять различных процедур изменения. Изменения могут быть предложены по статье 46(1) любой провинцией или уровнем федерального правительства

Обычная процедура, описанная в статье 38(1) и известная под названием «формула 7/50», требует: а) одновременного согласия Палаты общин и Сената; б) согласия двух третей провинциальных законодательных органов (по меньшей мере, семи провинций), представляющих в совокупности, по меньшей мере, 50 % всего населения (они непременно включали бы, по меньшей мере, Квебек и Онтарио, принимая во внимание, что это наиболее населённые провинции). Эта формула применяется особым образом к любому изменению, касающемуся пропорционального представительства в Парламенте, полномочий, способа отбора и составления Сената, Верховного суда, а также добавления новых провинций или территорий

Другие процедуры изменения предусмотрены Актом в исключительных случаях:

  • В случае изменения, касающегося положения Королевы, числа сенаторов, употребления одного из двух официальных языков (о чём сказано в статье 43) или состава Верховного суда, изменение должно быть принято провинциями единогласно в соответствии со статьёй 41.
  • Однако в случае изменения, касающегося провинциальных границ или употребления одного официального языка внутри одной провинции, оно должно быть принято законодательными органами, к которым это изменение относится (статья 43).
  • В случае изменения, касающегося лишь федерального правительства, изменение не требует согласия провинций (статья 44). Это также применимо к изменениям, касающимся лишь провинциального правительства (статья 45).

Конституционный акт 1982

Этот закон был актом Парламента Канады, требующим полной политической независимости от Соединённого королевства. Это соглашение было подписано без согласия одной из провинций-основательниц страны и единственной официально франкоязычной территории Канады — Квебека (см. Ночь длинных ножей (Квебек)). Верховный суд Канады постановил, что односторонняя патриация конституции без согласия Квебека законна, но несправедлива. Часть V этого акта создала процедуру конституционного изменения, которая не требует голосования британского парламента. К тому же, часть I этого закона образует Канадскую хартию прав и свобод, определяющую политические права и свободы каждого канадского гражданина, в том числе свободу совести и отправления религиозных культов, выражения мнения, право на передвижение и т. д. Часть II посвящена правам коренных народов Канады.

Канадская хартия прав и свобод

Как отмечено выше, Хартия образует часть I Конституционного акта 1982. Хартия является конституционной гарантией личных и коллективных прав. Это относительно короткий документ, написанный простым языком для обеспечения его доступности для среднего гражданина. Считается, что эта часть конституции оказывает наибольшее влияние на повседневную жизнь канадцев и является формой конституционного права, расширение которой на протяжении нескольких лет наиболее стремительно.

Процедуры внесения изменений

После принятия Конституционного акта 1982 поправки к конституции должны производиться в соответствии с частью V Конституционного акта, предусматривающей пять различных процедур изменения. Изменения могут быть предложены по статье 46(1) любой провинцией или уровнем федерального правительства

Обычная процедура, описанная в статье 38(1) и известная под названием «формула 7/50», требует: а) одновременного согласия Палаты общин и Сената; б) согласия двух третей провинциальных законодательных органов (по меньшей мере, семи провинций), представляющих в совокупности, по меньшей мере, 50 % всего населения (они непременно включали бы, по меньшей мере, Квебек и Онтарио, принимая во внимание, что это наиболее населённые провинции). Эта формула применяется особым образом к любому изменению, касающемуся пропорционального представительства в Парламенте, полномочий, способа отбора и составления Сената, Верховного суда, а также добавления новых провинций или территорий

Другие процедуры изменения предусмотрены Актом в исключительных случаях:

  • В случае изменения, касающегося положения Королевы, числа сенаторов, употребления одного из двух официальных языков (о чём сказано в статье 43) или состава Верховного суда, изменение должно быть принято провинциями единогласно в соответствии со статьёй 41.
  • Однако в случае изменения, касающегося провинциальных границ или употребления одного официального языка внутри одной провинции, оно должно быть принято законодательными органами, к которым это изменение относится (статья 43).
  • В случае изменения, касающегося лишь федерального правительства, изменение не требует согласия провинций (статья 44). Это также применимо к изменениям, касающимся лишь провинциального правительства (статья 45).
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

16 + 16 =