Кто имел право стать присяжным?
Присяжный поверенный – это лицо, имеющее высшее юридическое образование.
Заявителям надо было иметь диплом, полученный в результате полноценного обучения или лишь сдачи экзаменов (экстернат).
Желающие приобрести статус должны были иметь стаж работы не менее 5 лет на должностях, позволявших приобрести практические навыки. В законе делалось указание на судебное ведомство. В частности, в список входили следователи, секретари или судебные приставы. Исключались должности, не имеющие отношения к реальной юридической практике (например, статисты).
Дополнительные требования к претендентам:
- не допускались лица моложе 25 лет;
- запрет на работу поверенным иностранных граждан;
- в корпорацию не допускались лица, состоящие на государственной службе;
- пораженные в гражданских правах по суду или по приговору своего сословия (например, бывшие дворяне или священнослужители, лишенные сана духовным судом) не считались достойными кандидатами;
- лица, находящиеся под следствием, в силу наложенных ограничений не принимались в поверенные;
- не принимались в корпорацию лица, признанные банкротами;
- лица, ранее исключенные из присяжных поверенных, не могли вновь поступить в поверенные.
Желающий человек подавал документы, подтверждающие его соответствие требованиям, в палату присяжных. Если возникала необходимость, позволялось истребовать дополнительные бумаги и сведения о кандидате.
Гражданские дела
Присяжные поверенные были в то время гражданскими адвокатами. Даже в то время уже имело место разделение или специализация. Одни занимались уголовными делами, другие – гражданскими.
Клиенты выдавали доверенности либо делали объявление в суде о том, что данный человек представляет их интересы. Нельзя было выступать против родственников, в том числе и супругов.
Запрещалось представлять в одном деле то одну сторону, то другую. В обязанности поверенного входило составление иска или возражения на него, помощь в собирании документов, объяснение действующего законодательства, собственное нахождение в суде во время процесса.
Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации?
62204
Обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина – прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России. Статус гаранта соблюдения Конституции и одного из главных защитников прав человека отражает огромное число обращений, поступающих в адрес Президента – примерно в 10 раз большее, чем к Уполномоченному по правам человека.
Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Существуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации и Уполномоченные по правам ребенка субъектов Российской Федерации, Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.
Нельзя сказать, что перечисленные выше уполномоченные формируют единую систему или иерархически выстроены – все они независимы друг от друга, хотя и оказывают друг другу необходимую поддержку и действуют по аналогичной правовой схеме. Также налицо специализация задач уполномоченных: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных.
Следует отметить, что все уполномоченные на том уровне, на котром они действуют выполняют единую задача: способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Они рассматривают жалобы на действия и бездействие органов государственной власти (исключая решения Федерального Собрания и представительных органов регионов страны), местного самоуправления, их должностных лиц, проверяют сообщения о фактах нарушения прав человека и гражданина, осуществляют экспертно-консультативную деятельность, формируют и публикуют отчеты о своей деятельности.
Меры по восстановлению нарушенных прав заключаются в: даче заключения о нарушении прав и свобод, обращению в суды и компетентные государственные органы за защитой нарушенных прав и свобод, проверкой ранее принятых решений, устранением недостатков законодательства, обращению в государственные и муниципальные органы власти, к должностным лицам, допустишим нарушение прав человека.
Очевидно, что уполномоченные по правам ребенка ограничны вопросом восстанвовленя нарушенных прав детей – т.е. всех несовершеннолетних, уполномоченные по защите прав предпринимателей защищает экономические права предпринимателей независимо от формы осуществления ими предпринимательской деятельности.
Правом обращения к уполномоченным обладают как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Обращение или жалоба должны соответствовать формальным требованиям по её составлению и должны быть поданы в течение года со дня нарушения/обнаружения нарушения прав и свобод заявителя. Сроков давности не установлено для обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.
назад
вперёд
Мировые судьи в Российской Федерации
В 1990-х годах, из-за значительно возросшей нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов.[источник не указан 3152 дня] Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.).
Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории — участковых и специализированных:
Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.
9 декабря 1992 года принимается Закон РФ № 4061-1, которым вносились изменения и дополнения в действующую тогда Конституцию. Этим законом существование института мировой юстиции в России было закреплено на конституционном уровне. В частности, статья 164 Конституции в редакции Закона предусматривала, что «мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет».
На практике эти положения реализованы не были.
В пришедшей на смену прежнему Основному закону Конституции России 1993 года институт мировых судей не закреплялся.
В дальнейшем в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года было закреплено, что «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции» (ст. 28).
11 ноября 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», после чего начались создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России в обязательном порядке, через несколько лет, в целом, завершённые.