Поиск

Установление сервитута на земельный участок

Частный сервитут


частный сервитут

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость. Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве. Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Причины обременения

Необходимость ограниченного права использования чаще связана с обоснованными нуждами владельца главенствующего надела:

  • свободный проезд через соседский участок к своему;
  • прокладывание систем коммуникаций или необходимых кабелей;
  • пользование колодцем на территории соседнего участка, если нет иных вариантов.

При оформлении такого сервитута всегда указывается его цель, потому что нужна веская причина, чтобы ограниченно пользоваться чужим объектом недвижимости.

Процедура оформления

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.

Аккредитив при покупке недвижимости является выгодным и надежным способом расчета. Покупка земли сельхозназначения имеет свои особенности. Подробно о них мы рассказали здесь. В некоторых случаях договор купли-продажи может быть расторгнут. Читайте об этом в нашей статье.

Независимая оценочная экспертиза

Эта услуга становится все более востребованной как среди физических лиц, так и среди организаций. Довольно сложно оценить возможный ущерб и размеры упущенной выгоды из-за обременения территории. Конечно, при незначительных ограничениях с соседом можно договориться и полюбовно: установить обременение безвозмездно или за скромную плату.

Но чаще все же приходится обращаться к специалистам – соглашения о сервитутах заключаются не только между сговорчивыми соседями, но и между частными предприятиями, которые заинтересованы в получении выгод в результате вынужденного обременения собственности.

Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

При проведении экспертизы оценивается:

  • стоимость земельного участка;
  • факторы, влияющие на стоимость использования территории (населенный пункт, близость к магистрали, назначение земель, наличие развитых коммуникаций и т.д.);
  • размеры упущенной выгоды владельцем обременяемого участка;
  • характер и интенсивность эксплуатации землевладения.

Собственник должен предоставить экспертам доступ к оцениваемой территории и пакет необходимой документации, в который входят:

  • правоустанавливающие документы;
  • свидетельство о регистрации прав собственности;
  • кадастровый план и выписка из кадастрового паспорта;
  • информация об условиях и целях обременения земельного участка.

На основании заключения устанавливается размер платы за использование сервитута.

В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

Правила и порядок обременения, утвержденные законодательством, подробно описаны в данной статье, но при возникновении сложных вопросов и разногласий рекомендуется обращаться к квалифицированным юристам, имеющим солидный опыт судебных споров по земельному праву.

Порядок установления сервитута

Частного

Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.

Структура договора (соглашения) о частном сервитуте:

  • Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
  • Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • Цели и задачи ограничения сервитутом;
  • Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
  • Другие условия, права и обязанности сторон по договору.

Образец договора об установлении сервитута можно скачать здесь.

В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.

По такому виду сервитута собственника обременяемого участка в судебном порядке можно обязать:

  • Организовать свободное перемещение по участку;
  • Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
  • Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
  • Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.

Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.

Публичного

Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.

Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:

  • Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
  • Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
  • Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • Организовать обеспечение водой;
  • Прогонять скот;
  • Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
  • Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
  • Собрать дикорастущие растения;
  • Провести исследовательские работы;
  • Обеспечить доступ к побережью.

Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута. Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности. К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.

Порядок установления

Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

Судебное наложение сервитутов

Когда землевладелец и заинтересованное лицо, желающее использовать чужую землю для определенных нужд, не могут договориться, спор о наложении сервитута разрешается судом.

Даже если заинтересованное лицо уже фактически использует землю, а ее собственник не желает устанавливать обременение, стоит позаботиться об официальном получении правомочий на ограниченное использование земли. Судебное решение будет гарантией дальнейшей беспрепятственной эксплуатации чужого участка земли и защитой от исков о нарушении права собственности. Другими словами, без официального документа землевладелец в любое время может передумать и ограничить доступ на свою землю.

Главное условие, которое влияет на положительное либо отрицательное решение суда, – это отсутствие у истца, требующего установления обременения, реальной альтернативы для возможности владеть своим участком/зданием, не иначе как с использования чужой земли.

Истцу требуется доказать лишь 5 фактов в суде:

  1. факт отсутствия реальных возможностей реализации собственных прав без обременения другой земли (например, факт того, что гражданин не может провести к своему дому водопровод, минуя участок соседа);
  2. факт наличия спора об обременении между истцом и собственником соответствующего участка, препятствующим оформлению договора о земельном сервитуте (факт того, что землевладелец отказывается оформлять соглашение о сервитуте на приемлемых для истца условиях);
  3. обоснованность использования конкретной площади земли в определенных координатах;
  4. справедливость денежной компенсации для собственника, чьи права попираются;
  5. необходимый срок ограничения.

Для этого перед обращением в суд нужно:

  • направить экземпляр соглашение о сервитуте ответчику и письмо с предложением заключить соглашение в 30-ти дневной срок. Суду в качестве доказательств представляется документ о вручении ответчику  проекта соглашения и его отказ от подписания или нереагирование на предложение;
  • землеустроительное исследование, которое обоснует необходимость сервитута. Специалист в своем заключении также укажет координаты, конфигурацию, площадь обременения и прочие важные детали;
  • заказать рыночную оценку стоимости пользования чужим участком у профессиональных оценщиков.

Истцу обычно не требуется доказывать, что собственник чинит ему какие-то препятствия для эксплуатации земли (к примеру, возвел забор, не пускает на участок и т. п.), поскольку нарушения собственником земли прав лица, требующего наложения обременения, не включаются в предмет доказывания по правовым разногласиям о наложении сервитута.

Истцу также стоит учесть, что сервитуты должны создавать наименьшие неудобства, ограничения для непосредственного собственника земельного участка. Поэтому суд будет устанавливать условия ограниченного землепользования, руководствуясь принципом разумного баланса прав, интересов сторон. Это значит, что решение судьи налагает обременение с минимальными неудобствами для владельца соответствующей земли и гарантировало лишь действительно необходимые потребности истца.

Так, если истцу требуется проложить коммуникации, в его пользование будет предоставлена строго ограниченная часть участка земли, которую можно будет использовать лишь для монтажа и настройки коммуникационных систем. А в последующем у истца возникнет обязанность восстановить всё в первоначальном виде.

Судья, заслушав доводы, вправе сам выбирать оптимальные условия налагаемого обременения, к примеру, маршруты проезда соседей, размер платы, сроки установления обременения. В затруднительной ситуации суд по свой инициативе или по желанию любой из сторон спора может назначить судебную землеустроительную экспертизу, которая проработает спорные моменты.

Что такое сервитут и какие виды существуют?

Сервитутом принято считать такое обременение, которое позволяет инициаторам установления этого обременения использовать чужое имущество в своих целях.

Регулирование всех вопросов, связанных с установлением сервитута, находится в ведении двух нормативных актов — Гражданского и Земельного Кодексов Российской Федерации. Именно в этих нормативных актах содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым сервитут может быть установлен.

Следовательно, в каких-либо иных целях, кроме как тех, которые указаны в законодательных актах, использовать сервитут нельзя. В противном случае это будет считаться классическим вариантом мошенничества.

В этих же нормативных актах имеются также и определения тех видов сервитутов, которые установлены в настоящее время. К таким видам будут относиться:

  • Публичный и частный сервитуты;
  • Срочный и бессрочный.

Публичным сервитутом принято считать такое обременение, которое устанавливается государством в целях обеспечения своих интересов или тех лиц, которые выступили с просьбой о таком праве пользования.

В случае установления публичного сервитута никаких договоров о его установлении не требуется, а решение о назначении такого обременения принимается с помощью публичных слушаний.

Согласие или несогласие владельца обременяемого имущества в этом случае значения иметь не будет.

Договор об установлении частного сервитута заключается между частными лицами без привлечения помощи государства. Его помощь может быть использована только в том случае, если владелец обременяемого имущества отказывается от заключения договора или назначает слишком высокую цену за использование своей недвижимости. В этом случае на помощь придёт один из государственных органов в лице суда соответствующей инстанции.

Так, если при заключении соответствующего соглашения или вынесении нормативного акта об установлении сервитута точно известен тот срок, на который такое обременение потребуется, или есть информация о том, что сервитут понадобится на время проведения определенных работ, он будет считаться срочным, а условие его длительности должно быть обязательно зафиксировано в тексте договора или нормативного акта об установлении такого обременения.

Если срок окончания действия сервитута неизвестен по каким-то причинам, то он устанавливается на бессрочной основе, а в тексте соответствующих документов будет содержаться информация о таком сроке.

Однако, при расчете соразмерной платы за установление такого обременения учитываться будет максимально возможный в соответствии с действующим законодательством срок в 49 лет, так как подразумевается, что за это время обстоятельства, повлиявшие на установление этого обременения, изменятся, и его можно будет отменить.

Сервитут представляет собой довольно сложный и, одновременно, интересный вид права пользования чужим недвижимым имуществом, что обуславливает большое количество разнообразных судебных дел в этой сфере правоотношений.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

  • для проезда автотранспорта/прохода людям;
  • необходимо прокладывать коммуникации;
  • для обслуживания и ремонта газо/электро/гидромагистралей, фасадов домов и т.п.;
  • возникла необходимость установки каких-то объектов на соседней земле;
  • появились иные причины для установления обременения, без которого невозможно реализовывать права.

Публичный сервитут предусматривает пользование землей самим государством, муниципалитетом либо местным населением.

Наиболее распространенными причинами наложения публичных сервитутов выступают:

  • необходимость проезда или прохода по территории участка, принадлежащего частному лицу (например, дорога общего пользования проходит по участку);
  • проведение коммуникаций для общественных нужд;
  • предоставление населению возможности использовать природный источник воды;
  • исследовательские изыскания, проводимые на территории соответствующего участка;
  • обеспечение свободного прохода к прибрежной зоне;
  • размещение на земле знаков для проведения геодезических работ, межевания;
  • выпас, прогон скота.

Дополнительные вопросы

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Когда нельзя установить

Единственное исключение – это невозможность эксплуатировать землю по назначению. Тогда используется право на полное отчуждение земли. Собственнику платят компенсацию и получают землю в полное распоряжение.

Но в этом случае речь идёт только об общественном, публичном сервитуте и только о строительстве какого-либо объекта. В других случаях такое изъятие проводиться не может, поскольку право на частную собственность выше, чем необходимость установить ограничения на использование территории.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Что это такое?

Земельные отношения связывают прочными узами многих субъектов. Они могут иметь разный подтекст, однако объединяются одним предметом, в отношении которого и заключаются сделки.

Понятие сервитута неразрывно связано с земельным наделом.

Под этим понятием понимается, что на конкретно взятом наделе есть обременение, которое было установлено в результате каких-либо факторов и обстоятельств, прописанных в договоре, и представляет собой ограниченное право использования земельного надела другим лицом.

Законодательные акты

Все земельные вопросы и контакты, которые так или иначе устанавливаются между гражданами, содержатся в земельном законодательстве нашей страны. Однако, в ЗК, к сожалению нет упоминания о том, что такое сервитут, а также в каких ситуациях он может быть установлен. Но, невзирая на это, определение имеется в других актах законов.

Обратите внимание! В Гражданском кодексе в статьях 274, , и устанавливаются основные правила использования частных сервитутов. В этих актах указано, какие нюансы содержат в себе подобные сделки.. Но и одним гражданским законодательством понятие сервитута не ограничивается

Важно помнить о том, что такое понятие содержится в ФЗ номер 122 от 21 июля 1997 года. Этот нормативно-правовой акт рассказывает о регистрации прав на конкретно взятое недвижимое имущество. Но и одним гражданским законодательством понятие сервитута не ограничивается

Важно помнить о том, что такое понятие содержится в ФЗ номер 122 от 21 июля 1997 года. Этот нормативно-правовой акт рассказывает о регистрации прав на конкретно взятое недвижимое имущество

Но и одним гражданским законодательством понятие сервитута не ограничивается

Важно помнить о том, что такое понятие содержится в ФЗ номер 122 от 21 июля 1997 года. Этот нормативно-правовой акт рассказывает о регистрации прав на конкретно взятое недвижимое имущество

Определение

Сервитутом называется вид обременения, которое налагается на определенный земельный участок.

Это значит, что при использовании земельного надела третье лицо (физическое или юридическое) имеет право пользоваться землей, но только в строго ограниченном порядке.

Пользование такой землей возможно только на определенных условиях, которые прописаны в договоре.

Дабы обезопасить свои права, а также земельный надел от нецелевого использования, устанавливается сервитут для его ограниченного применения.

Пример ограничения

Ярким примером может послужить ситуация, когда у гражданина находится в собственности земельный участок. Однако эта земля не позволяет другим лицам осуществлять подъезд к своим домам, без использования территории. В этом случае собственник устанавливает сервитут, даруя лицам возможность ограниченного использования земли для осуществления проезда и прохода к их участку.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector