Квалификационные требования
Закон устанавливает, что для занятия должности претендент должен обладать уровнем образования, опытом и некоторыми дополнительными навыками. Стаж работы обычно не имеет значения. Например, на некоторые руководящие должности назначают граждан, имеющих определенный стаж или опыт работы. Согласно типовым квалификационным требованиям, назначение на старшие и младшие должности производится без учета опыта работы или службы.
При объявлении конкурса желающие подать документы признаются равными. Но те, кто имеет стаж именно государственной или муниципальной службы, все же, получают преимущество. Оно прямо прописано в региональном законодательстве. 1 год службы приравнивается к 2 годам опыта работы вне чиновничьего аппарата.
Таким образом, правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего приравнены в части учета стажа службы.
В числе квалификационных требований нормативными актами устанавливается умения работать с информацией (проще говоря, умение пользоваться ПК и программами для выполнения своих обязанностей). Конкретика определяется должностными обязанностями человека.
Министерством труда и социальной политики приняты типовые квалификационные справочники. На их основе регионами и разрабатываются собственный набор требований.
Надо сказать, что и в этом плане правовое регулирование статуса муниципального служащего в отдельных регионах не отличается. Если претендент не соответствует требованиям, его не допускают к конкурсу на замещение.
Выявление факта несоответствия квалификационным требованиям после принятия на работу влечет за собой увольнение.
Правовой статус муниципального служащего
Негосударственное частное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики»
Кафедра Теории государства и права
и конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Муниципальное право
Тема: Правовой статус муниципального служащего
Направление 030500 Юриспруденция
Выполнил студент гр. Ю-41 ________________ К.А.Лыжина
Ф.и.о. (подпись)
Руководитель, ___________________А.А.Шматков
Ф.и.о. (подпись)
Южно – Сахалинск,
2012
Оглавление
Введение
Данная тема является довольно обширной и по многим вопросам спорной. Вообще, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства.
Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу.
Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права. С изменением политических, экономических, правовых условий в России возрождается местное самоуправление.
Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих их полномочия. Названная деятельность – служба – понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании.
Местное самоуправление как форма публичной власти не только не исключает, но, наоборот, предполагает наличие и функционирование в системе организации различных видов оплачиваемых чиновников и служащих, обеспечивающих решение всех вопросов местного значения.
Современное состояние экономики, социально – культурной и бытовой инфраструктуры всех видов поселений таково, что без подключения специалистов и служащих – профессионалов из соответствующих органов муниципального управления руководить местным хозяйством невозможно, т.е. речь идет о муниципальной службе.
Актуальность темы и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.
Объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта – муниципального служащего в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса, а также их социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные гарантии. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий. Исходя, из цели сформулируем задачи:
-анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий
– проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;
– рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего
– анализ гарантий правового статуса муниципального служащего;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.1.Понятие муниципальной службы
Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили.
Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.
С принятием в 1990-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления: нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.
Структура правового статуса муниципальных служащих
Статус муниципального служащего в Российской Федерации устанавливается в федеральных, региональных, муниципальных правовых актах и определяется целями, задачами и функциями органов местного самоуправления, особенностями разграничения вопросов местного значения, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным Федеральным законом (статья 42) предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Индивидуальный правовой статус муниципального служащего связан с обладанием правами и обязанностями по конкретной должности, занимаемой персонально служащим. Под специальным правовым статусом муниципального служащего понимается его правовое положение в том или ином органе местного самоуправления, выраженное в совокупности его полномочий, т.е. профессиональных прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Основным законодательным актом, определяющим основу правового статуса муниципального служащего, является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». На уровне субъектов Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе, конкретизирующие положения федерального законодательства. В свою очередь, положения Федерального закона и законов субъектов РФ относительно правового статуса муниципальных служащих конкретизируются в уставах муниципальных образований.
Основными элементами правового статуса муниципального служащего являются права, обязанности, ограничения и запреты, гарантии реализации прав, ответственность.
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в главе 3 «Правовое положение (статус) муниципального служащего» выделены правообразующие элементы статуса: основные права и обязанности муниципального служащего; ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой; урегулирование конфликта интересов; требования к служебному поведению муниципальных служащих; представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Основные права, обязанности, ограничения, запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, регламентируют статьи 10 — 15 данной главы 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (таблица 1).
Таблица 1
Обязанности служащего
Правовой статус или положение муниципального служащего налагает на него следующий перечень обязанностей:
- соблюдение Конституции страны, субъекта, законов, иных актов, принятие мер к их исполнению;
- действовать согласно утвержденной инструкции;
- поддержание уровня квалификации;
- сохранение прав, свободы, интересы граждан независимо от их имущественного положения, расы, отношения к религии, пола, а также права и интересы организаций;
- охрана сведений, составляющих тайну (как государственную, так и частной жизни), ставших ему известными при исполнении обязанностей;
- сохранение имущества, предоставленного для исполнения обязанностей;
- предоставление сведений о себе и членах своей семьи согласно действующему законодательству;
- сообщение о выходе или потере российского гражданства;
- сообщать о приобретении иностранного гражданства;
- выполнять ограничения, запреты, обязательства, налагаемы в связи со статусом.
Запреты, налагаемые на муниципального служащего
Если ограничения связаны с обстоятельствами, делающими невозможность нахождения на службе, то запреты касаются поведения и ведения дел имущественного характера.
Сюда включается невозможность продолжения работы в случае избрания на оплачиваемую должность в профсоюзе, ином органе.
Запрещено одновременное занятие должности муниципальной и государственной службы.
Целый ряд ограничений налагается в участии в общественных организациях и владении имуществом. Например, нельзя даже принимать участие в общем собрании членов ТСЖ, жилищного кооператива и иных некоммерческих организаций.
Запрещено принимать участие в управлении коммерческими организациями. Нельзя иметь на руках ценные бумаги (должны быть переданы третьим лицам).
Фактически запрещается представлять интересы третьих лиц.
Исключения предусматриваются и разрешаются на усмотрение главы муниципальной администрации в случаях, предусмотренных региональными и федеральными законами.
Запрещено получать вознаграждение от кого-либо в связи со своей деятельностью. Подарки, полученные в связи со службой, передаются в орган местного самоуправления и могут быть выкуплены.
Разного рода почетные звания, награды разрешено получать при согласии руководителя.
Исключением является право управления политическими партиями и объединениями. Одновременно с этим, нельзя использовать собственное служебное положение для создания преимуществ движениям и политическим партиям.
В рамках органов муниципального уровня запрещается создавать религиозные структуры.