Права и обязанности россиян
Права россиян, как уже стало понятно, в зависимости от их применения, могут быть поделены на несколько категорий:
- личные – право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность частной жизни и жилища и т. д. (статьи 20-29 КРФ).
- трудовые – право на труд, здоровые условия труда, зарплату и др. (ст. 37 КРФ);
- экономические – свобода бизнеса, право на частную собственность, наследство, защиту частной собственности и т.д. (статьи 34-36 КРФ).
- политические – право избирать и быть избранным, свобода политических объединений, общественной деятельности (статьи 30-33 КРФ).
Вместе с тем, на россиян возложен и ряд обязанностей:
- налоговая;
- воинская;
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- уважение к правам и свободам других граждан;
- забота о детях и нетрудоспособных родителях;
- забота об историческом и культурном наследии;
- охрана природы и природных богатств и т.д.
Основы и принципы административно-правового статуса
Основные принципы а-п статуса:
- Социальное равенство. Все имеют равное положение перед законодательством и судом. Государство обеспечивает равенство прав всех людей, вне зависимости от их половой принадлежности, национальности, языка, социального статуса, места проживания, религиозных и политических убеждений. Запрещено ограничивать права людей из-за их расы, языка, религии. Мужчины и женщины располагают одинаковыми правами.
- Гуманизм. Права человека признаны и гарантированы в России, соответственно с частью 1 статьи 17 Конституции.
- Демократизм. Носителем суверенитета в РФ считается ее население. Население реализует собственную власть как напрямую, так и посредством государственных структур.
- Презумпция невиновности. Человека нельзя признать виновным в преступлении, пока его вину не доказали в определенном законодательно порядке.
- Законность. Все государственные органы обязуются следовать конституционным нормам и законодательным постановлениям.
Значение понятия
А-п статус – юридически закрепленное положение физлица в социуме, комплекс прав и обязанностей, гарантий и ответственности. Элементы а-п статуса таковы:
- принципы а-п статуса;
- гражданская принадлежность;
- административная правосубъектность (дее- и правоспособность);
- административная ответственность;
- юридически зафиксированные гарантии а-п статуса.
Разновидности а-п статусов:
- Общий – положение человека в области публичного управления, закрепленное законодательно.
- Родовой – отражение особенностей правового положения определенных групп лиц в области государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, медики, служащие армии).
- Индивидуальный – конкретизация правового положения определенного физлица в области государственного управления с учетом половой принадлежности, возрастной категории, образования, занимаемой должности, семейного положения.
Административно-правовой статус
Административно-правовой статус, как уже было сказано, является важнейшей частью общего право-юридического положения гражданина. Но в отличие от последнего, первый призван конкретизировать и систематизировать тот спектр прав и обязанностей, которыми наделены граждане в сфере исполнительной власти и публичного управления. Рассматривая его в данном контексте, нужно иметь в виду, что административно-правовой статус в первую очередь определяется нормами права, а это значит, что правовое положение индивида в обществе и его взаимоотношениях с государством зависит от совершенства законодательства в сфере публичного управления.
Однако из-за несовершенства законодательства мы можем констатировать, что полноценное регулирование административного статуса имеет место лишь в части административной ответственности граждан (в частности, в КоАПе).
Что же касается административной правоспособности, то ее правовое регулирование далеко от совершенства, так как его особенности, в частности, состоят в том, что законодатель нередко связывает права и обязанности граждан с их положением в обществе или неким особым статусом участника отношений в области управления (например, отдельно для кандидатов на госслужбу, для абитуриентов, для водителей транспортных средств и так далее). При этом само законодательство в этой области лишено единого центра (например, полноценного Административного кодекса) и является фрагментарно разделенным по отраслям и взаимоотношениям с отдельными органами, чья деятельность регулируется десятками, если не сотнями порождающих права и обязанности нормативно-правовых актов.
Из-за этого понятие и содержание административно-правового статуса часто рассматривается как совокупность фрагментов прав и обязанностей индивидов в отдельных их отношениях, например, с органами здравоохранения, образования, судебными органами и так далее. Кстати, на основе этого критерия можно выделить несколько видов статусов.
Виды статусов
Исходя из состава субъектов, на которых распространяются отдельные нормативно-правовые акты, порождающие права и обязанности в области административного управления, можно выделить следующие виды административно-правового статуса граждан:
- общий – положение, которое, в силу его закрепления в основополагающих нормативно-правовых актах (например, Конституции), распространяется на всех без исключения граждан;
- специальный – положение, распространяемое на отдельные категории граждан (например, военнослужащие, водители, работники здравоохранения, пенсионеры, инвалиды и так далее);
- индивидуальный – положение отдельного гражданина с учетом его индивидуальных особенностей, таких как возраст, дееспособность, семейное положение и так далее.
Элементы и принципы административного статуса
Обратим внимание, что отечественная юридическая наука рассматривает административно-правовой статус не только в качестве совокупности прав и обязанностей: это лишь один из ее элементов. Структуру статуса составляют и такие его неотъемлемые элементы:
Структуру статуса составляют и такие его неотъемлемые элементы:
- гражданство, фиксирующее устойчивую юридическую связь между субъектами административных правоотношений;
- правосубъектность, определяющая возможность индивидов приобретать административные права и обязанности;
- ответственность за нарушение возложенных административных обязанностей, регулируемая КоАП;
- правовые гарантии соблюдения прав и обязанностей граждан;
- принципы административно-правового статуса, на которых построены административное и иные отрасли законодательства, применяемого в административных правоотношениях.
Необходимо отметить, что в основе положения гражданина лежит последний указанный нами элемент, а по значению, вероятно, самый главный.
Принципы административно-правового статуса включают:
- Социальное равенство – закон один для всех, он не различает граждан по имущественному, национальному, этническому, конфессиональному или иному признаку. Из этого следует, что ни один их таких признаков не может быть причиной для ограничений в административных правах.
- Гуманизм – всем субъектам административных отношений Россия гарантирует соблюдение их прав и свобод, определенных международными нормативно-правовыми актами, начиная с Всеобщей конвенции прав человека.
- Демократизм – в качестве главного источника управления Россия признает народ: именно в его руках сосредоточена вся власть, которую он реализует через государственные органы.
- Законность – все участники административных правоотношений обязаны соблюдать российское законодательство.
- Презумпция невиновности. Никто не виновен в чем-либо до тех пор, пока судом не будет установлено обратное.
Не следует путать их с основами, на которых построено само гражданство. Рекомендуем ознакомиться детальнее с принципами гражданства РФ.
Гражданство РФ: что это и как его получить
Для начала определим, что такое гражданство РФ. Им является устойчивая политико-правовая связь между самой РФ и ее гражданами, выраженная во взаимных правах, обязанностях и ответственности. В силу этой связи, со своей стороны государство обязуется контролировать реализацию прав и свобод индивида на своей территории, за что каждый гражданин РФ обязуется соблюдать внутреннее российское законодательство и иные предписания. В свою очередь, гражданин РФ может претендовать на покровительство и защиту со стороны российского государства, где бы он в данный момент ни находился.
Существует несколько оснований, по которым лицо может стать гражданином:
- по рождению от россиян или на территории России;
- в результате постоянного проживания в РФ и натурализации;
- в результате восстановления в гражданстве бывших граждан;
- в силу оптации или трансферта, связанных с изменением госграниц.
Объем прав и обязанностей россиян всегда одинаков независимо от способа приобретения гражданства.
Правовой статус граждан в России
Еще более широкое понятие – правовой статус гражданина Российской Федерации, под которым представляется всеобщая совокупность прав и обязанностей граждан РФ во всех сферах их жизни. По сути, общий правовой статус – это некое положение человека в обществе, обладающего гражданством данного государства, что и отличает граждан от всех других лиц, находящихся на его территории. Главное такое отличие – полнота и объем предоставленных прав, предпосылкой для чего, напомним, является гражданство.
Правовое положение граждан РФ на территории России регулируется в целом всем законодательством страны, которое в той или иной форме увеличивает объем прав гражданина по сравнению с иностранцами или апатридами. Оно включает в себя особенности административного, гражданского, семейного, уголовно-процессуального, трудового и всех других отраслей права без исключения.
Однако в первую очередь необходимо рассматривать Конституцию России, которой принадлежит ведущая роль, ведь именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. Особенность конституционного статуса еще и в том, что в подавляющем числе предусмотренных им прав и обязанностей они идентичны, как у иностранцев, так и у россиян, лишь за некоторыми исключениями.