Поиск

Административно-правовые отношения особенности виды и структура

Структура административно-правовых норм

В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция – это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция – это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Правоведение

3.1. Понятие административно-правового отношения и его структура

Административные отношения
— общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного
управления.

Административные отношения
являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки,
присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения
имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

 Административные отношения
представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они
возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так
или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление
распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные
сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых
отношений
проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с
практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в
лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо
учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые
связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной
власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства
— предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые
отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной
стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе
выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой
иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие
от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и
прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие
отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть —
подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях
выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой
характер.

Административные отношения
требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная
власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью
реализации этой власти.

Для административных отношений
характерно то, что они не ограничены рамками  своей отрасли Административного
права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют
отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника
на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути,
является управленческим актом. Административному регулированию подвержены
некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых
отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной
возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно.
Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения,
направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность
наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень
характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь
некоторые из них.

Административное правоотношение
имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты
(участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и
(порядок осуществления управленческой деятельности).

Предыдущая

Понятие административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом.

Административное правоотношение есть:

  • результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
  • регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
  • корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
  • установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она – основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.

Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий