Становление личности ребенка
Во время дошкольного обучения достигаются результаты в области развития здоровья у детей и их физического становления, развиваются их способности, формируется произвольность, дети учатся заниматься познавательной деятельностью, учатся коммуникациям, развивают уверенность в своих силах. Педагоги стремятся обеспечить детям эмоциональное благополучие и хорошие результаты образования на следующих этапах.
В начальных классах решаются задачи следующего характера: развитие познавательной активности, дальнейшая социализация школьников, учитывающая их возрастные особенности; закрепление навыков взаимодействия с окружающей средой.
Как видно, и в дошкольный период обучения, и во время обучения в начальных классах достигаются одни и те же цели. Более того, эти процессы хорошо друг друга дополняют.
Поэтому перед детскими садами стоит важнейшая задача – необходимо приучить детей соблюдать ЗОЖ. Дети должны вырасти здоровыми, жизнерадостными, готовыми к тому, чтобы успешно преодолевать трудности.
Классическая система образования
Стоит отметить, что классическая система образования в школе не способна решить проблемы сбережения здоровья детей, у которых уже есть отклонения в развитии физиологии и психики. К этому не подготовлены ни структура образовательного процесса, ни его содержание.
Здоровье детей стремительно ухудшается. Их мотивация к ведению ЗОЖ практически не сформирована. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо продумать качественные перемены, которые бы способствовали развитию развитой и здоровой личности при непрерывном образовательном процессе.
Мы считаем, что главной позицией преемственности между школой и детским садом должен быть вопрос сохранения здоровья детей.
Помимо создания таких условий, выдвигаются требования и к процессу целенаправленного развития здоровья. Формирование здоровья – это развитие положительного отношения к самому себе, в концепцию которого включается внутреннее представление о собственном здоровье.
Поэтому мы, педагоги детских образовательных заведений и школы должны преследовать единую цель: совершенствование процесса образования для развития у детей культуры здоровья.
Мы уже многие годы работаем над соблюдением принципов преемственности в этой области. Принимаем участие в инновационной деятельности, что позволило добиться успехов в сотрудничестве. У детей формируется база необходимых знаний в области ЗОЖ, они приобретают практические навыки, которые закрепляются в виде полезных привычке
Дети осознают, насколько важно систематически и регулярно заниматься физкультурой
Наш опыт демонстрирует, что преемственность – это двусторонний образовательный процесс, суть которого такова: ДОУ организует свою работу так, чтобы развить базовые здоровьесберегающие навыки, правильное отношение к здоровью. А младшая школа как бы подхватывает полученные достижения и обогащает имеющиеся знания, развиваем приобретенные навыки.
Таким образом, преемственность позволяет создать общий положительный фон, воздействующий на интеллектуальное формирование личности детей, их эмоциональное благополучие и физическое здоровье. Преемственность соблюдается между ДОУ и начальными классами. Она позволяет сохранить и обогатить физическое здоровье детей, их психическое развитие, что является приоритетной задачей современного образования.
Педагогика здоровья
Сегодня стала набирать популярность новая методика, так называемая «педагогика здоровья», которая ставит перед собой выполнение следующих задач: методы развития ЗОЖ у детей, организация педагогической системы, которая бы гарантировала здоровье учеников. Этими вопросами занимаются Г,А. Калачев, Г.К. Зайцев и другие. Существуют исследования и методики, которые действительно помогли на практике добиться повышения качества образования и воспитательных процессов.
Однако процесс воспитания культуры ЗОЖ может быть эффективным лишь в случае соблюдения принципов преемственности на протяжении всего периода учебной и воспитательной деятельности.
Эта проблема актуальна, так как сегодня существует острое противоречие между необходимостью воспитания культуры здоровья у воспитанников детских садов и учеников в младшем школьном возрасте, и недостаточной практической работы в этом направлении.
Обсудим, каким образом можно достичь поставленных задач в области обогащения детского здоровья путем соблюдения непрерывности в образовательной программе между детским садом и начальной школой.
601
«Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду и тревогу; надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменить всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу — потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов», — пишут И. Пригожин и И. Стенгерс. — Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.-М., 1986.-С. 386.
600
С позиций классического науковедения можно доказать, что любое изменение — это одновременно и преемственность, и разрыв с прошлым. Элементы преемственности можно найти в современном праве, взятые из римского права, а его — из ритуалов жрецов-понтификов и т.д. В то же время, как справедливо замечает Р. Кабрияк, кодификация как рационализация права маскирует историческую обусловленность и человеческий произвол, находящийся в сердцевине любой юридической конструкции и «сопровождается «эффектом разрыва», отделяющим право от собственных корней и скорее осложняющим, нежели облегчающим, его понимание». — Кабрияк Р. Кодификации.-М., 2007. — С. 215,216,221. В другом месте по этому же поводу он пишет: «…всякая кодификация вызывает эффект разрыва, т.е. она прекращает действие старого юридического порядка и дает рождение новому юридическому порядку…. Сопровождающая любую кодификацию отмена ранее действовавших правовых норм, подчас имеющая почти тотальный характер, является техническим воплощением интересующего нас эффекта разрыва, что, впрочем, вовсе не подразумевает отсутствие немалого числа положений старого права, переходящих в право новое.
Прямая отмена предшествующих правовых норм тем самым одновременно играет как политическую роль, подчеркивая разрыв с прошлым и утверждая авторитет новой власти, так и роль техническую, помогая избежать трудностей, неизбежно вызываемых наслоением друг на друга двух сводов правовых норм — старого и нового». — Там же. — С. 146-147.
Преемственные связи в вопросах воспитания здоровой культуры
Изученные научные работы показывают, что необходимо развивать и укреплять преемственные связи в вопросах воспитания здоровой культуры на всех этапах процесса обучения.
Однако было замечено, что нет ни одного литературного источника, который бы в полной мере сосредоточил свое внимание отдельно на вопросе соблюдения принципов преемственности при формировании здорового образа жизни у дошкольников и учеников начальных классов. До сих пор процесс развития здорового образа жизни у дошкольников и учеников младшей школы не рассматривается с позиции преемственности в виде специального исследования
При этом есть противоречие между тем, что существует необходимость обеспечения непрерывности в формировании ЗОЖ и тем, какова реальность в этом вопросе. Сегодня мы замечаем признаки фрагментарности, дублирования, несистемности в подходах
До сих пор процесс развития здорового образа жизни у дошкольников и учеников младшей школы не рассматривается с позиции преемственности в виде специального исследования. При этом есть противоречие между тем, что существует необходимость обеспечения непрерывности в формировании ЗОЖ и тем, какова реальность в этом вопросе. Сегодня мы замечаем признаки фрагментарности, дублирования, несистемности в подходах.
Учитывая имеющееся противоречие, проблема данного исследования заключается в том, что необходимо обосновать и реализовать преемственность в процессе развития здорового образа жизни у детей при переходе от детского образовательного учреждения к начальной школе.