Введение финансового оздоровления
Финансовое оздоровление (сокращенно — ФО) — это одна из необязательных стадий банкротства компании, предусмотренная
законом о несостоятельности. Введение ФО может происходить в один или в два этапа. В первом случае участники,
учредители, собственники юрлица — банкрота, или третьи лица направляют ходатайство о введении финансового
оздоровления собранию кредиторов. И если собрание удовлетворит его, то арбитраж одобрит эту процедуру. Второй
вариант связан с завершением наблюдения. Если сразу же после него кредиторы не выберут дальнейшую процедуру, а срок
рассмотрения дела истекает и его нельзя продлить, то арбитраж может самостоятельно ввести финансовое оздоровление.
Правда для этого, опять же, необходимо ходатайство учредителей, собственников банкрота или третьих лиц. Интересно,
что среди субъектов такого ходатайства нет кредиторов. Многие исследователи полагают, что кредиторы входят в число
третьих лиц. Однако это спорное мнение. Иначе, почему тогда в других случаях законодатель спокойно использует термин
«кредиторы», а здесь он, вдруг, ни с того ни с сего отказывается от этого и относит их к третьим лицам?
Думается, что законодатель специально лишил их этой возможности, дабы не провоцировать возможность рейдерских
захватов или споров между самими кредиторами. Впрочем, рейдеры могут скрываться и за спиной третьих лиц, а споры
между участниками банкротства происходят постоянно. Так, что подобное ограничение вряд ли имеет смысл.
Унылая статистика
Итак, мы рассмотрели некоторые нюансы финансового оздоровления в России. Какие выводы можно сделать? Главный из них
состоит в том, что финансовое оздоровление сегодня — это пятое и совершенно ненужное колесо в процедуре банкротства.
Данный факт наглядно подтверждается статистикой Верховного Суда РФ за 2018 год. Так, за весь прошлый год арбитражные
суды ввели эту процедуру только по 18 делам (!). И это по всей России. За весь 2018 год было только 2 случая
восстановления платежеспособности должника. А еще 13 раз суды (с учетом процедур, введенных в прошлые годы)
признавали фирму банкротом. Зато конкурсное производство вводилось 13 254 раза. Вдумайтесь в эту разницу — 18 и
13254. В общем объеме всех процедур, применяемых в ходе банкротства, финансовое оздоровление составляет десятые
(если не сотые) доли от одного процента. И кто — то еще будет говорить о его эффективности?
В целом подобное отношение к финансовому оздоровлению складывается у многих бизнесменов. Поэтому государству следует
провести реформу этого этапа. Прежде всего, надо добавить вектор, направленный на сохранение и развитие бизнеса
должника. Сейчас основная функция финансового оздоровления состоит исключительно в растянутом по времени погашении
задолженности. А это не устраивает ни кредиторов, ни должников.
Последствия введения финансового оздоровления
Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.
- Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
- С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
- В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
- В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
- Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.
Права арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
Спектр прав административного управляющего закреплен 127-ФЗ. Он включает в свой состав:
- Возможность запроса от руководителя компании сведений о текущем экономическом положении и соответствующей документации.
- Приятие непосредственного участия в процедуре инвентаризации, если она проводится по инициативе юрлица на данном этапе.
- Участвовать в согласовании сделок и принимаемых решений должником, при необходимости передавать нужные сведения кредиторам.
- Проводить переговоры с кредиторами от лица должника.
- Ходатайствовать об отстранении топ-менеджмента предприятия перед судом; принятии дополнительных мер по сохранению активов и имущества (при наличии оснований полагать, что юрлицо постарается продать/спрятать принадлежащее ему имущество); об отмене незаконных и притворных сделок юрлица за последнее время.
- Осуществлять иные полномочия, возложенные на него 127-ФЗ.
Отношение государства к административному управляющему
Говорят, что стоимость и важность услуг определяет рынок. Сферу банкротства контролирует не рынок, а государство.
Оно же устанавливает и фиксированный размер вознаграждения управляющих в ходе финансового оздоровления
Если мы
откроем ст. 20.6 закона о банкротстве, то увидим, что размер вознаграждения административного управляющего,
отвечающего за оздоровление должника, составляет 15 000 рублей. Это самая низкая ставка среди всех арбитражных
управляющих. Вдумайтесь, труд человека, который должен быть не просто управляющим, но и удачливым предпринимателем
(чтобы увести фирму от края пропасти) оценивается гораздо ниже услуг конкурсного и даже финансового управляющих. Как
такое может быть? Одно дело, когда надо продать имущество должника и совсем другое — поднять его бизнес с колен.
Последняя задача гораздо сложнее банальной распродажи. Однако именно такие услуги законодатель оценивает ниже всего.
Тогда вообще о каком оздоровлении мы можем говорить, если само государство относится к нему столь пренебрежительно?
В результате на данном этапе, зачастую работают не самые опытные специалисты.
Утверждение административного управляющего
Административный управляющий назначается решением Арбитражного суда из числа СРО, указанной кредиторами или непосредственно должником в качестве рекомендуемой. Его полномочия действуют начиная с даты введения стадии финансового оздоровления вплоть до отстранения или освобождения по решению суда.
Кандидатура арбитражного управленца утверждается с учетом отсутствия личной заинтересованности в исходе дела, опыта работы и профессиональной компетенции.
Полномочия административного управляющего при банкротстве предприятия могут длиться не более двух лет, т.е. максимального срока стадии финансового оздоровления. Он может оставаться на своей должности вплоть до утверждения стадии внешнего управления или объявления юридического лица банкротом и введения в его отношении конкурсного производства.
Возможна ситуация, что должник-юрлицо в ходе финансового оздоровления сможет досрочно рассчитаться по своим обязательствам перед кредиторами, тогда процесс банкротства юридического лица прекращается. Соответственно, в дальнейшей работе управляющего более никто не нуждается.
Административный управляющий может быть отстранен досрочно:
- по собственному желанию (заявлению, поданному в суд);
- ходатайству СРО, членом которой он является (если он был дисквалифицирован или исключен из организации);
- в иных случаях.
Утверждение, назначение и отстранение административного управленца находятся в компетенции арбитражного суда.
Проблема обеспечения обязательств
Обеспечение исполнения обязательств является важнейшим элементом финансового оздоровления. И хотя закон, в какой —
то мере, признаёт обеспечение исполнения обязательств дополнительным условием для этой процедуры (ч.5 ст.77 закона №
127 — ФЗ), без него собрание кредиторов (а в ряде случаев и суд) никогда не утвердит решение о введении финансового
оздоровления.
Интересно также, что ч.3 ст.77 закона № 127 — ФЗ говорит, что участники вправе предоставить обеспечение исполнения
обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а ч.4 этой же статьи прямо обязывает
указать в ходатайстве на способ обеспечения исполнения обязательств. Налицо некорректная формулировка, которая
приводит к определенному противоречию между нормами.
Но идем далее. Обязательства должника могут обеспечиваться залогом (ипотекой), поручительством, а также гарантией
третьих лиц или кредитной организации. Причем, если первое собрание кредиторов не выбрало ни одной из процедур
банкротства, а учредители, третьи лица или собственники предприятия ходатайствовали о финансовом оздоровлении
юрлица, то арбитраж может пойти навстречу последним. Правда для этого они должны предоставить банковскую гарантию,
превышающую все обязательства реестровых кредиторов на 20%. То есть закон, вроде бы, и даёт возможность
заинтересованным лицам ввести финансовое оздоровление, но для этого заставляет их «прыгнуть выше головы».
Подобным условием могут воспользоваться крупные, особо значимые предприятия, заручившиеся поддержкой государства.
Только в этом случае кредитная организация без опаски выдаст гарантию при наличии признаков банкротства должника.
Что же касается мелкого и среднего бизнеса, то эта норма прописана явно не для него. И даже если предприниматели
получат поручительство третьего лица, то суд все равно откажет им и введет внешнее управление либо объявит фирму
банкротом (решение АС Тульской области по делу № А68 — 9913/2015 от 11.07.2017 года).
Стоит дополнительно отметить, что закон запрещает использовать на стадии финансового оздоровления задаток, удержание
и неустойку. Ситуация усложняется и тем, что в качестве предмета обеспечения не может выступать имущество должника,
а также его имущественные права. Это сделано для того, чтобы не расширять объем обязательств на потенциальную
конкурсную массу. Но кто тогда вправе предоставить подобное обеспечение? Закон дает такое
право учредителям и собственником должника, а также третьим лицам. Однако большинство учредителей компаний —
банкротов не горят желанием оплачивать за счет своего имущества долги фирмы. Поэтому, кстати, законодатель за
последние 15 лет даже расширил статью о субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника до целой главы.
Причем, для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности суду и кредиторам, зачастую, приходится проводить
настоящее расследование. А тут им предлагается самим предоставить свое имущество в качестве обеспечения.
Что же касается третьих лиц, то они также могут предоставить обеспечение обязательств по долгам банкрота. Но и такие
случаи не носят массового характера. Они возможны, когда должник занимает существенную долю рынка или обладает
большим объемом прав требований. Например, управляющая компания (УК) выступила поручителем при финансовом
оздоровлении другой УК в надежде получить, впоследствии, часть рынка и взыскать многомиллионные долги за услуги ЖКХ,
предоставленные банкротом жильцам (постановление Тринадцатого апелляционного суда по делу №А42 — 10512/2015 — 24 от
30.08.2018 года).
В целом же условия связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств серьезно ограничивают рост числа
случаев финансового оздоровления. Учредителям и третьим лицам просто не выгодно «вступаться» за должника и рисковать
своим имуществом.
Методология реализации изучения финансового состояния банкрота
Главной задачей осуществления процесса изучения вопроса по финансовому состоянию компании является необходимость в определении платежеспособности, то есть его способности своевременно осуществлять выплаты финансовых средств кредиторам по взятым на себя обязательствам. Следует отметить, что данная информация, прежде всего, вызывает интерес у кредиторов, поскольку, таким образом, представляется возможным минимизировать риски по не возврату вложенных денежных средств.
Все активы предприятия, которые способны приносить деньги за определенное количество времени, подразделяются на ряд групп:
- Наиболее ликвидные активы – денежные суммы, которые могут быть задействованы для осуществления каких-либо расчетов в настоящее время, без промедления.
- Быстро реализуемые активы – материальные ценности или другие какие-либо активы, которые могут быть трансформированы в финансовые средства в краткосрочной перспективе. В эту группу можно внести дебиторскую задолженность, отчисление по которой может быть осуществлена в течение 12 месяцев. На ликвидность быстро реализуемых активов влияют многие факторы, такие как уровень профессиональной подготовки сотрудников компании, взаимодействие с плательщиками, а также их платежеспособность и пр.
- Медленно реализуемые активы – имеющиеся запасы и другие оборотные активы. Изготовленная продукция, которая не может быть реализована до тех пор, пока не будет на нее найден покупатель. Кроме этого, такие активы (незавершенная продукция) нуждаются в предварительной обработке, перед тем, как они будут реализованы.
- Труднореализуемые активы – ресурсы и инструменты, которые необходимы для ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, и рассчитаны на использование в течение длительного времени.
В связи с тем, что оценка и анализ финансового состояния предприятия имеет непосредственное влияние на выявление платежеспособности, привлечение арбитражного управляющего является ключевым в вопросах финансирования любой организации. Именно поэтому коммерческие структуры, которые занимаются кредитованием, должны прибегать к помощи профессиональных арбитражных управляющих для проведения надлежащей проверки финансового состояния компании. Кроме того, в услугах таких специалистов нуждаются и компании различных сфер предпринимательской деятельности в вопросах, которые касаются проведения процедуры банкротства, поскольку это даст возможность адекватно оценить свое финансовое положение и создать максимально благоприятные условия для защиты своих активов (возможность минимизировать убытки).
Назначение лояльного арбитражного управляющего способствует получению требуемого результата с наибольшей вероятностью, поэтому специалисты данной сферы рекомендуют не затягивать с началом данного процесса. В таком случае, следует обратиться к профессионалам за предварительной консультацией, в ходе которого представляется возможным получить важную информацию, которая позволит принять соответствующие меры вовремя, тем самым минимизировав риски финансовых затрат и убытков.
Анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности
Следующие этапы анализа финансового состояния должника, в частности требования к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности, его положения на товарных и иных рынках,
Требования к анализу активов и пассивов и возможности безубыточной деятельности хозяйствующего субъекта, описаны в Правилах достаточно подробно. Данный факт является несомненным достоинством официальной методики финансовой диагностики должника
Однако, следует отметить, что в Требованиях к анализу активов и пассивов должника должное внимание не уделено таким балансовым статьям, как «Прочие внеоборотные активы», «Прочие оборотные активы», «Прочие обязательства» в составе разд. IV и V бухбаланса соответственно
С высокой степенью вероятности можно говорить о значимости данных статей бухгалтерского баланса, так как указанные статьи включены в расчет показателей, используемых для расчета характеризующих финансово-хозяйственную деятельность должника коэффициентов.
Отмеченные факты позволяют предположить, что принципы, которыми должен руководствоваться арбитражный управляющий при проведении финансового анализа, такие как принцип полноты и принцип достоверности, на практике могут быть реализованы не в полной мере. Так, принцип полноты может быть поставлен под сомнение в результате отсутствия необходимых расчетных показателей для коэффициентного анализа в составе пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Принцип достоверности, в свою очередь, может быть соблюден не в полной мере в силу наличия и не выявления арбитражным управляющим фактов искажения отчетной информации – вуалирования и фальсификации. Таким образом, арбитражному управляющему необходимо будет провести дополнительные процедуры для устранения сомнений в том, что принципы полноты и достоверности соблюдены им в полной мере.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что в связи с внесением последних изменений в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и отсутствием соответствующих редакций Постановления Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» значительно возрастает роль арбитражного управляющего как аналитика. От того, насколько качественно проведено аналитическое исследование, в частности проанализировано финансовое состояние должника, зависит эффективность и результативность подготовленных арбитражным управляющим предложений.
Список литературы:
- Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
- Карпунина Е.В. Неоднозначный подход к оценке платежеспособности должников // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. Т. 106.
- Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367.
- О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н.
- Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. 14-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.
- Чеглакова С.Г. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности в оценке финансовой устойчивости // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №7.
- Чеглакова С.Г., Карпунин А.Ю., Карпунина Е.В. Информационная база анализа финансового состояния в целях прогнозирования вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-1.
План действий
В ст. 106 Закона №127-ФЗ конкретизирован срок, на протяжении которого назначенный арбитражным судом внешний управляющий должен подготовить план действий, и этот срок не может превысить 1 мес. с момента утверждения на должности. Главная цель мероприятий внешнего управления – снова сделать фирму платежеспособной, то есть рассчитаться с долгами, что возможно в случае признания отсутствия признаков банкротства.
Собрание или комитет кредиторов вправе в любой момент пожелать предоставления отчета о ходе выполнения разработанного плана внешним управляющим.
Этап 7. Реализация имущества должника.
Вначале своей деятельности управленец должен составить план действий, которые будут выполняться им на протяжении всей процедуры управления. К таким восстановительным мероприятиям относятся:
- изменение вида деятельности организации;
- закрытие убыточных направлений;
- реализация активов фирмы;
- выпуск дополнительных ценных бумаг;
- повышение квалификации сотрудников;
- пополнение уставного капитала и т. д.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
На общем заседании заимодатели рассматривают представленный управляющим план для его утверждения или отклонения с целью дальнейшей доработки.
Неудовлетворённость составлением документа может послужить основанием для инициирования заимодателями снятия специалиста с должности и назначения нового кандидата.
Реализуя свои полномочия в ходе судебного разбирательства, конкурсный управляющий придерживается следующего плана.
- После того, как его кандидатура была утверждена судом, управляющий должен заменить собой все сферы управления организацией, которая принадлежит должнику.
- Управляющий принимает на себя руководство организацией, при этом, заменяет собой должника.
- Он может вступать в отношения с контрагентами, формирует конкурсную массу, под которой понимают все материальные активы и денежные средства, которые остались в распоряжении должника. Именно эти активы должны пойти на погашение задолженности перед кредиторами.
- Конкурсный управляющий берёт на себя полномочия по получению денежных средств путем продажи, передачи в аренду, а также осуществляет иные действия, которые могут принести прибыль.
- После того, как все действия по реализации и распоряжению имуществом с целью получения дополнительных активов были приняты, управляющий переходит к следующей стадии. Он описывает всё имущество и инициирует процедуру инвентаризации. Она включает в себя проведение оценки, а также осуществление реализации имущества. При этом, реализация может быть осуществлено как одной массой, то есть переход к одному владельцу, так и проведена в форме аукциона, когда имущество будет раздроблено на несколько частей.
- Денежные средства перечисляются на счета кредиторов в порядке очереди. Конкурсный управляющий сам осуществляет это действие, и ведет реестр требований.
- Как только выплачиваются денежные средства, он снимает требования от кредиторов, задолженность перед которыми была погашена.
- Реестр требований закрывается только тогда, когда кредиторы не имеют претензий к должнику.
- После завершения всех расчетов, государство в лице Арбитражного суда получает отчет о деятельности, которая была проведена конкурсным управляющим. К отчету прикладывается документация, которая имеет наименование и ликвидационный баланс.
- По факту проверки отчета и бумаг, управляющий получает денежные средства за свои действия, и может считать, что он исполнил все необходимые требования и обязанности.
Если стороны по каким-либо причинам считают, что действия конкурсного управляющего незаконны, и нарушают их права, то они могут попытаться обжаловать эти действия. Для этого существует несколько способов.
- В первую очередь можно составить ходатайство, которое будет выглядеть в виде заявления или жалобы, и направить его в арбитражный суд. По факту рассмотрения вашего ходатайства, судья, при наличии законных оснований, вынесет управляющему предупреждение.
- Второй способ обжаловать действие сводится к подаче заявления в правоохранительные органы. Вы можете обратиться в прокуратуру с заявлением, что ваши права нарушаются.
- Обратиться с жалобой можно и иные государственные учереждения, например в ФНС России.
- Если вы хотите напрямую воздействовать на управляющего, то жалобу необходимо подать в саморегулируемую организацию управляющих, где осуществляет свою деятельность нарушившее ваши права лицо.
К сведению
По факту рассмотрения суд может удовлетворить ваши требования как полностью, так и частично. В ситуации, если ваши доводы оказались неправдоподобны, суд отклонит ваши требования, и признает действия конкурсного управляющего законными.
Жалоба на внешнего управляющего
По результатам работы специалиста на него могут поступить жалобы от участников процесса. Причины для обжалования деятельности управленца могут быть следующие:
- неэффективность работы специалиста и проводимых им мероприятий;
- непрофессиональное отношение к работе;
- отсутствие у управляющего необходимых знаний и понимания методики решения основных задач.
В результате заимодатели или другие участники могут направить на управляющего письменную жалобу в суд. В документе заявители должны указать нарушенные правовые нормы и свои претензии. А суд обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и принять решение.
Функции и задачи
Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.
На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:
- ликвидация убыточных подразделений организации;
- изменение направлений бизнеса;
- продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
- открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
- эмиссия ценных бумаг;
- повышение профессионального уровня трудового коллектива;
- взыскание дебиторской задолженности;
- увеличение основного капитала компании;
- ведение промежуточных отчётов.
В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:
- Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
- Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.
Вознаграждение управляющего
Административный управляющий получает за свою работу вознаграждение, состоящее из фиксированной части и переменной. Первая часть составляет 15000 р. ежемесячно и выплачивается из прибыли, полученной юрлицом в ходе процедуры.
Административный управляющий получает вознаграждение исходя из балансовой стоимости активов предприятия. Именно от этого во многом зависит уровень сложности его работы в процессе банкротства.
Сумма бонусного вознаграждения будет составлять:
- 4% при стоимости балансовых активов в пределах 250 тыс.р.;
- 9000р.+1% от суммы свыше 250 тыс.р. – от 250 до 1 млн.р.;
- 17500р.+0,5% от суммы сверх млн.р. – от 1 млн. до 3 млн.р.;
- 27500р.+0,2% от суммы свыше 3 млн.р. – от 3 до 10 млн.р.;
- 41500р.+0,1% от суммы сверх 10 млн.р. – более 10 млн.р. до 100 млн.р.;
- 131500 +0,05% от суммы более 100 млн.р. – от 100 до 300 млн.р.;
- 231500р.+0,01% от суммы более 300 млн.р. – от 300 млн.р. до 1 млрд.р.;
- 301500р. +0,01% от суммы более 1 млрд.