Поиск

Постклассический коммуникативный критерий права

Различные критерии

Деловое общение — процесс развития контактов в служебной сфере, подчиняется определенным законам и правилам, принятым в мире бизнеса. Деловое общение подразделяется на виды по разным критериям.

По способам обмена информацией

Различают устное и письменное деловое общение. Устное общение — это монолог и диалог. К монологам относят приветственную речь, торговую презентацию, рекламу, доклад на конференции, совещании, заседании и другие информационные монологи.

Диалоги подразумевают участие нескольких участников. Это может быть деловой разговор — небольшой контакт на какую-то определённую тему, обычно одну. Деловая беседа — развернутое обсуждение какого-то вопроса, как правило, сопровождаемая принятием конкретного решения. Деловые переговоры — обсуждение с целью принятия решения по обсуждаемому вопросу. Дискуссия, совещание, интервью, телефонный разговор, пресс-конференция.

Письменное деловое общение — это протокол, отчет, справка, деловое письмо, приказ, инструкция, распоряжение, заявление, договор и другие официальные документы.

По средствам общения

  • Прямое — предполагает личные контакты.
  • Косвенное — общение через посредников.
  • Непосредственное — с помощью голоса, жестов, интонации.
  • Опосредованное — с использованием специальных средств — диктофона, видеокамеры, компьютера и так далее.

По содержанию

  • Материальное — обмен продуктами деятельности и предметами.
  • Когнитивное — обмен информацией, знаниями.
  • Деятельностное — обмен навыками, умениями, операциям.
  • Мотивационное — обмен побуждениями, мотивами, целями, потребностями.

Деловое общение можно разделить на виды еще по очень многим принципам и показателям. К примеру, корпоративное общение предполагает глубокий процесс взаимодействия, в ходе которого вырабатывается общая корпоративная культура. В свою очередь, корпоративное общение можно разделить на вербальное и невербальное. Вербальное (от лат. verbalis — словесный) осуществляется при помощи слов, невербальное — с помощью жестов, взглядов, мимики.

К видам корпоративного общения так же относятся деловая беседа, публичное выступление, переговоры, дискуссии, обсуждения, прием. Все эти виды делового общения выполняют определенные цели:

  • организация совместной деятельности;
  • познание друг друга;
  • достижение определённого результата;
  • развитие и формирование межличностных отношений.

Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. Самые главные правила таковы — в любой форме общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.

В каждом виде делового общения одной из главных составляющих является культура речи — устной и письменной. Показателями культуры речи в любой стране и в любой сфере делового общения являются:

  • богатый словарный запас, чем он шире, тем образнее речь, тем легче воспринимается собеседниками;
  • культурный словарный состав — категорически неприемлемы в деловой речи жаргоны и нецензурная брань;
  • грамматика, принятая в данный момент в культуре народа;
  • изящная стилистика — отсутствие слов-наполнителей, правильное построение предложения.

У каждого вида делового общения есть свои особенности, хотя все они подчинены одной цели — решение какой-то производственной или корпоративной задачи. Любая форма общения в деловой сфере подразумевает предварительную подготовку и уважение собеседников.

Корректное деловое общение — это искусство и наука, два в одном. Любые виды деловой активности предполагают грамотное общение с партнерами, руководством, подчиненными, поставщиками. От умелого ведения общения во многом зависит успешность всего дела в целом. Один и тот же диалог можно построить по-разному и, соответственно, добиться абсолютно разных результатов.

У делового общения есть определенная стратегия и тактика. Если тактикой можно назвать ожидаемый результат, то стратегия подразумевает выстраивание долгосрочных прочных отношений в ходе делового общения. Конечная цель любого общения — определенная совместная деятельность. Методы и средства для достижения этой цели в каждом виде делового общения будут абсолютно разными. Главное — взаимопонимание и желание услышать собеседника.

Жанна Пятирикова

  • Служебный этикет: путь к успеху
 
  • Деловая беседа

Метки статьи:

культура делового общения

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

12 − 8 =