Поиск

Постановление ИФНС о привлечении к административной ответственности

Непредставление документов

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ? Организация не представила запрошенные инспекцией документы, поскольку истек срок их хранения и документы были уничтожены.

Ответ: нет, не может.

Предельные сроки хранения бухгалтерских документов и документов, необходимых для налогового контроля, установлены подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ и статьей 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Если срок хранения документов истек, то организация вправе их уничтожить.

В рассматриваемой ситуации организация не сможет исполнить требование инспекции и представить ей уничтоженные документы. Однако вины организации в этом нет, ведь срок хранения документов истек. Поэтому привлечь ее к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов невозможно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 17 ноября 2009 г. № Ф09-8891/09-С3, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А05-8773/2008).

Обзор документа

Ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает штраф за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Гражданка была оштрафована по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление части документов, истребованных налоговым органом.

Судья Верховного Суда РФ решил, что производство по делу об указанном административном правонарушении подлежит прекращению.

Объективную сторону вмененного правонарушения образует непредставление либо отказ от представления только необходимых для исчисления и уплаты налогов документов, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика нормами налогового законодательства.

В силу разъяснений ФНС России налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Налоговому органу не были представлены карточки счетов по детализации расходов хозяйственных операций счета 10 “Материалы”; расшифровка счетов 41 “Товары”, 43 “Готовая продукция”, 90.9 “Прибыль, убыток от продаж”; главные книги; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10, 16, 41, 43, 50, 51, 52, 55, 57, 69, 70, 71, 73, 77, 80, 82, 83, 84, 94, 97, 99; аналитические регистры бухучета, раскрывающие информацию об имуществе, обязательствах, доходах и расходах внутри синтетических счетов N 10, 40, 41, 43, 58, 60, 66, 67, 68, 70, 76, 90; журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур. Между тем перечисленные документы не отнесены ни Законом о бухучете от 1996 г. (действовавшим в проверяемый период), ни постановлениями Госкомстата России к числу первичных бухгалтерских документов.

Также налоговому органу не были представлены копия штатного расписания, положения об оплате труда и о премировании, коллективный договор. Эти документы регулируют трудовые отношения. Доказательств того, что они необходимы для исчисления и уплаты налогов, материалы дела не содержат.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе налоговых преступлений и мерах ответственности за них см. таблицу.

Ситуация: можно ли за налоговое преступление оштрафовать организацию?

Ответ: нет, нельзя.

Одной из особенностей уголовного права является то, что к ответственности можно привлечь только вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Поэтому привлечь организацию к уголовной ответственности (например, оштрафовать по статье 199 Уголовного кодекса РФ) невозможно.

Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, предусмотренное статьей 199 Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если полностью погасит недоимки по налогам, а также пени и штрафы за счет собственных средств или за счет средств организации, в которой было выявлено уклонение от уплаты налогов (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Ситуация: можно ли привлечь должностное лицо организации одновременно к уголовной и административной ответственности? Должностное лицо признано виновным в совершении налогового правонарушения.

Ответ: нет, нельзя.

Если в отношении должностного лица организации возбуждено уголовное дело, административное дело по тому же правонарушению должно быть прекращено (подп. 7 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector