Поиск

Порядок и основания для административного задержания

Административное задержание: особенности нормативного регулирования

Данная мера прямо касается достоинства и чести гражданина и обладает достаточно сильным психическим влиянием на него. Нормы, регламентирующие административное задержание, основания, порядок применения, направлены на ограждение личности от произвола должностных лиц с одной стороны. С другой, их целью выступает обеспечение безопасности и порядка в обществе. В этой связи, возникает необходимость четкого юридического регулирования этой процедуры. Однако в действующем законодательстве единой нормы, регламентирующей административное задержание, основания, порядок применения, перечень уполномоченных служащих и прочие существенные аспекты рассматриваемого вопроса, нет.

Порядок ограничения свободы

Сотрудники исполнительных органов, проводящие задержание, действуют в соответствии с существующим регламентом: инструкции для разных ведомств отличаются друг от друга.

Однако общие моменты, обязательные к исполнению, вычленить можно. С точки зрения задерживаемого правомерно осуществляемый процесс должен выглядеть следующим образом:

  1. Уполномоченное лицо подходит, представляется, называет причину обращения. В качестве последней может выступать длящееся или уже законченное правонарушение, постановление суда, ориентировка из военной части, психиатрической лечебницы, учреждения ФСИН и так далее. На этом этапе нужно попросить обращающегося документ, подтверждающий его полномочия, а также, если не было понятно в первый раз, — повторить причину ограничения свободы.
  2. Составляет, согласно предписаниям части 1 статьи 27.4, протокол о задержании. В документе обязательно приводятся:
  • ФИО, должность и звание уполномоченного сотрудника;
  • ФИО задерживаемого, его домашний адрес, если это должностное лицо — место работы;
  • основания, на которых временно ограничивается свобода;
  • время составления;
  • отметка о разъяснении гражданину его прав в связи с произведённым задержанием;
  • пояснения и комментарии самого задерживаемого;
  • прочие важные данные.

В соответствии с частью 4 статьи 27.3 о задержании несовершеннолетнего в самые короткие сроки должны быть извещены его родители, усыновители, опекуны, прочие ответственные лица. То же, с направлением уведомления в соответствующую инстанцию, касается военнослужащих и призванных на сборы (часть 4.1).

  1. Протокол подписывается обеими сторонами. Согласно части 2 статьи 27.4 задерживаемый имеет право отказаться от подписи — в частности, если считает, что были нарушены его права. Отказ не отменяет права потребовать себе копию документа — в дальнейшем она может быть использована для подготовки искового заявления в суд.
  2. Гражданина, ограниченного в перемещениях, доставляют в специальное помещение. Здесь он может требовать медицинской помощи, нормального (в рамках общего содержания) питания, доступа к базовым средствам гигиены. Граждане, не достигшие совершеннолетия, размещаются отдельно от взрослых.

По истечении срока задержания нарушителя направляют в суд, который, по рассмотрении дела, выносит решение.

Оспорить постановление можно, пока не прошло 10 дней с момента получения копии — если отсутствуют продлевающие срок уважительные причины.

Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч

1 ст. 27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру. Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Как долго могут держать?

Как следует из статьи 27.5, стандартное время задержания составляет 3 часа. По истечении этого времени гражданин должен быть, в случае выявления ошибки, отпущен.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.3, задержанный вправе требовать, чтобы о его текущем положении известили родных, руководство и адвоката.

Срок увеличивается до 48 часов, если:

  • требуется уточнение обстоятельств происшедшего (самая распространённая, практически неоспариваемая причина);
  • пока не представляется возможным узнать имя совершившего противоправный поступок;
  • нарушены пограничные или таможенные нормы;
  • задержанный может быть подвергнут депортации или, в качестве более серьёзной меры, административному аресту.

Кроме того, для гражданина, находящегося в состоянии опьянения, время начинает отсчитываться с момента протрезвления. Оно может занимать до 48 часов; таким образом, всего в отделении можно провести до 96 часов.

Превентивная мера

В законодательстве административное задержание может использоваться в двух видах. Превентивная мера направлена на предупреждение совершения новых противоправных действий. Она может применяться как в связи с административным проступком, так и преступлением. Превентивная мера также используется в отношении неделиктоспособных лиц. Примерами такого задержания могут являться:

  • Помещение в медвытрезвитель.
  • Неотложная госпитализация гражданина, который нуждается в психиатрической помощи.
  • Помещение в центр для временной изоляции несовершеннолетних (ЦВИН) лиц, которые были направлены в специальные образовательно-воспитательные закрытые учреждения, самовольно ушли из таких заведений, а также ожидают принятия решения о направлении в них. Общий срок административного задержания в последнем случае – 30 суток. В исключительных случаях его допускается продлить до 45-ти. В ФЗ, регламентирующем проведение профилактических мероприятий для снижения беспризорности и предотвращения преступности среди несовершеннолетних, устанавливает и другие случаи помещения в ЦВИН.
  • Задержание граждан, совершивших неправомерные деяния на судах, которые находятся в плавании. В ст. 67 Кодекса о торговом мореплавании установлено, что капитан корабля вправе изолировать лицо, поведение которого не содержит признаки преступления, однако создает опасность для безопасности имущества и людей.
  • Задержание лиц, нарушивших комендантский час.

Несмотря на различие в названиях, все эти меры считаются фактически профилактическими. Административное задержание в таких случаях предполагает лишение свободы на время посредством помещения в специализированное учреждение.

Куда жаловаться

Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских:

  • руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах;
  • в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе;
  • в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку.

Можно воспользоваться примерным образцом:

В прокуратуру Республики Калмыкия(можно составить обращение как в районную прокуратуру, так и в областную, краевую)
Иванова Романа Викторовича, 1990 г.р.,
проживающего в г. Элиста, ул. Ленина, д. 8, кв. 10
Тел. 89188888888

ЖАЛОБА
на незаконное административное задержание

Прошу провести проверки законности и обоснованности моего задержания участковым уполномоченным полиции А.О. Рябкиным.

20.09.2020 я был остановлен участковым уполномоченным Рябкиным А.О. возле своего дома. Рябкин А.О. объяснил, что ему необходимо проверить мои документы, поскольку он меня не знает – я новый жилец дома, переехал на постоянное место жительства из города Вологды.

Я пояснил участковому, что документы у меня находятся дома, на что он объявил мне, что я совершил правонарушение – неповиновение законному требованию сотрудника полиции, в связи с чем он обязан меня доставить в отдел полиции, где будет составлен протокол задержания.

Впоследствии протокол Рябкиным был действительно составлен, я провел 3 часа в камере для административно задержанных в отделе полиции №1 по городу Элиста.

Считаю, что действия участкового уполномоченного полиции Рябкина А.О. незаконны, поскольку оснований для моего задержания не имеется. Протокол об административном правонарушении в отношении меня не составлялся, постановление о признании виновным судом или иным органом не выносилось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ»,

ПРОШУ:

  1. Провести проверку законности действий сотрудника отдела полиции № 1 по г. Элиста Рябкина А.О.
  2. Отменить протокол о задержании как необоснованный и не соответствующий законодательству.
  3. Привлечь к ответственности Рябкина А.О. за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, за нарушение ФЗ «О полиции», КОАП РФ.
  4. Направить в установленный законом срок ответ по моей жалобе в электронном виде по адресу [email protected]

Приложение:

  1. копия протокола от 20.09.2020;
  2. копия паспорта.

Иванов Р.В., число подпись.

Как отбывается административный арест

Данное наказание не является лишением свободы. Поэтому арестованного не могу содержать в колониях, в том числе и в колонии-поселение или тюрьму. Содержание производится в специальных приемниках, созданных для содержания тех лиц, которые подвергнуты административному аресту. Такие приемники находятся под ведомством ОВД.

  • онкологические заболевания в завершающей стадии;
  • заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем, либо протекающие с осложнениями;
  • гемофилия;
  • эндокринологические заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта в острой форме;
  • сахарный диабет (инсулинозависимый);
  • психические расстройства;
  • эпилепсия;
  • кожные заболевания сложных форм;
  • полная слепота;
  • любые заболевания, требующие неотложной помощи

Комментарий к Ст. 27.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно общему правилу, установленному в ч. 1 комментируемой статьи, срок административного задержания не должен превышать три часа. Это означает, что он может составлять и меньшее время, но не большее.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. Вместе с тем в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи законодатель установил исключительные случаи, когда срок административного задержания может составлять не более 48 часов, что исходит из положений ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. Так, на срок не более 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

1) посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

2) совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ;

3) связанное с нарушением таможенных правил;

4) влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Следует отметить, что в указанных выше п. п. 1 – 3 административное задержание применяется в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения, т.е. с мерой наказания (санкцией) не соотносится в отличие от обстоятельства, указанного в п. 4.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении (см. Постановление от 16.09.2009 N 9-П).

В условиях некоторых административно-правовых режимов, например чрезвычайное положение, военное положение, срок административного задержания может составлять не более 10 и не более 30 суток соответственно, что определено в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” и от 30.01.2002 N 1-ФКЗ “О военном положении”. Вместе с тем задержание на срок до 10 или 30 суток может быть произведено только по решению суда (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 N 6-П “По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова”). В данном случае размер обеспечительной меры не является большим, чем размер административной ответственности (административного наказания), поскольку ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ устанавливает срок административного ареста за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до 30 суток.

3. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления. При всем том закон не определяет, кто и каким образом устанавливает момент вытрезвления в данном случае.

Также в комментируемой статье не определено, возможно ли административное задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, если к этому лицу в силу положений ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ не может быть назначен административный арест.

Основания и тактика

Любое следственное действие должно иметь законные основания. Регламентирует их ст. 92 УПК РФ.

Причинами для проведения процедуры задержания могут служить следующие обстоятельства:

Лицо застигается на месте совершения преступления или после него.

Потерпевшие или очевидцы указывают на лицо, совершившее преступное действие
Важно помнить, что следует учитывать только показания очевидцев, которые своими глазами видели преступление, и не принимать во внимание показания, основывающиеся на домыслах и догадках.

На теле или одежде данного лица имеются следы совершенного преступления — ссадины, кровоподтеки, раны, пятна крови на теле и одежде, следы использования технических средств для совершения преступных действий. У подозреваемого могут быть найдены орудия, с помощью которых совершены преступления — похищенные вещи, иные предметы и документы.. Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий

Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами

Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий. Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами.

В этом случае задержание проводится в случае, когда:

  • была предпринята попытка скрыться;

  • отсутствует место постоянного проживания;

  • не установлена личность;

  • следователь (по согласованию с начальником СО) или дознаватель (по согласованию с прокурором) направляет ходатайство в суд о назначении подозреваемому меры пресечения — нахождение под стражей. Это происходит в процессе следствия, и на руках у следственных органов имеются убедительные основания в виновности задержанного лица.

Задержание проводится оперативной группой захвата на основании постановления, выписанного лицом, уполномоченным законом проводить данное действие. Оно должно быть спланировано, чтобы не пострадали посторонние люди. Необходимо исключить возможность захвата заложника.

Как действовать при задержании.

Успех его будет зависеть от следующих моментов:

  1. Подготовка к его проведению должна проходить тайно.

  2. Разработка плана должна быть четкой и продуманной.

  3. Задержание следует производить внезапно.

Основная задача членов группы захвата — не вызвать подозрений у задерживаемого лица, чтобы не спровоцировать его бегство, неадекватные действия, сопротивление. Для этого нужно максимально приблизиться к нему под видом прохожих, постараться вступить с ним разговор с вопросом или просьбой. Дальше следует мгновенный захват, ограничивающий свободу действия и блокирующий любую попытку бежать, сопротивляться, избавиться от улик, не допустить самоубийства. Следует быстро поместить его в спецтранспорт, чтобы изолировать от окружающих.

При нахождении подозреваемого в жилом помещении необходимо блокировать все выходы, включая подвалы, чердаки и балконы, незаметно подойти к двери и попросить открыть дверь под не вызывающим подозрение предлогом. Если подозреваемый не открывает дверь, то необходимо убедить его сделать это. Если переговоры не привели к успеху, то могут быть применены более жесткие меры — использование химических средств, взлом двери. После этого проводится захват.

Где отбывается наказание в виде ареста?

Конкретное место содержания арестованных лиц определяет орган МВД в соответствие с Федеральным законом № 63-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 627 и приказом МВД 83. Для размещения указанных лиц используются спецприемники МВД. Выделим ключевые правила содержания граждан под административным арестом:

  • изоляция от общества заключается в помещении правонарушителя в общем помещении или помещении одиночного содержания;
  • органы МВД обязаны обеспечить раздельное размещение мужчин и женщин, а при наличии возможности и курящих/некурящих граждан;
  • отдельно размещаются лица, страдающие инфекционными заболеваниями, либо нуждающиеся в наблюдении медицинскими специалистами;
  • на законодательном уровне утверждены нормы обеспечения арестованных питанием, спальными местами и постельными принадлежностями;
  • у арестованного лица изымается паспорт или иной документ. удостоверяющий личность (изъятые вещи и документы помещаются на ответственное хранение у администрации спецприемника МВД);
  • арестованные лица обязаны подчиняться режиму дня и отдыха, совершения прогулок;
  • на период изоляции устраняется возможность телефонной или компьютерной связи.

Обратите внимание! Закон запрещает размещать в одном помещении лиц, арестованных по нормам КоАП РФ, и находящихся под стражей на период рассмотрения уголовных дел. Также не допускается размещение арестованных по КоАП РФ в местах отбывания уголовных наказаний.. В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом)

Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания

В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом). Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания.

По факту помещения под арест будут направлены сведения по месту работы гражданина. Незамедлительно после истечения срока ареста происходит освобождение из спецприемника. Исключение составляют случаи, когда лицу назначено аналогичное наказание за самовольное оставление места отбывания ареста. Об освобождении из-под ареста выдается справка, которую можно предъявить по месту работы, либо в иные инстанции.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д

Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо

Порядок задержания

Вы наверняка смотрели художественные фильмы, в которых сотрудники правоохранительных органов приходят к человеку, звонят в его дверь, представляются, вежливо разъясняют ему, что он задержан, перечисляют права и аккуратно надевают наручники. Так вот, в действительности порядок задержания совершенно другой. На практике сотрудники правоохранительных органов, одетые либо в штатском, либо в форме и в масках, с криками и применением физической силы сбивают человека с ног с целью положить на землю. Человеку немедленно одевают наручники. Все происходит молниеносно для обеспечения эффекта неожиданности, чтобы исключить вероятность бегства либо сопротивления. К сожалению, чаще всего в ходе таких действий человеку причиняют телесные повреждения разной степени тяжести.

После того, как человеку надели наручники, порядок задержания охватывает возможность провести его личный обыск при задержании. Если человек при задержании находился в автомобиле (возле него) или в жилище, возможен осмотр данного автомобиля или жилища. Нередко при таких действиях осуществляют видеозапись. Человек, лежащий на полу в наручниках при грубом физическом и психологическом воздействии со стороны должностных лиц, задерживающих его, находится в состоянии сильного стресса. Поэтому проследить за тем, соблюдаются ли его права при личном обыске и осмотре места происшествия непосредственно после таких действий, практически невозможно. В случае если в результате проведенного личного обыска при задержании или осмотра были обнаружены предметы, которые могут быть впоследствии использованы как доказательства Вашей вины, первым шагом Вашей правовой защиты является полный отказ от каких-либо комментариев и пояснений. Иными словами – просто молчать. 

Помните! Все, что Вы скажете при задержании, может быть использовано против Вас. Можно даже сказать, что все это обязательно будет использовано против Вас. Если Вы нашли в себе силы молчать и не поддаваться физическому и психологическому давлению сотрудников правоохранительных органов, настаивающих на даче Вами комментариев, то Вы получаете шанс не испортить свою правовую позицию по делу и впоследствии повысить вероятность прекращения в отношении Вас уголовного преследования, либо вынесения в отношении Вас оправдательного приговора.

Подробнее о порядке проведения обыска (в том числе, личного обыска при задержании) и действиях по защите своих прав при этом, читайте в отдельной статье адвоката Панкова Ильи Игоревича (ссылка на перечень цикла статей «Право на защиту» приведена в конце этой статьи).

Далее порядок задержания происходит следующим образом. После задержания, личного обыска при задержании и проведении осмотра места происшествия (если таковые действия проводились), должностное лицо, осуществившее фактическое задержание, доставляет человека в орган уголовного преследования, где немедленно должно составить протокол задержания. В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:

– основания задержания;

– место и время фактического задержания (с указанием часа и минут);

– результаты личного обыска;

– время составления протокола.

В качестве оснований задержания должно быть указано одно или несколько из тех оснований, которые регламентированы в законе (основания задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления перечислены в данной статье выше).

В течение трех часов с момента доставления задержанного в орган уголовного преследования орган дознания, следователь, прокурор должны принять решение о задержании, о чем выносится постановление. Постановление о задержании является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного.

В течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить о произведенном задержании прокурору.

Вот, что, главным образом, представляет собой порядок задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления.

Действия после осуществления задержания

При задержании подозреваемого в преступлении составляется соответствующий процессуальный документ – протокол задержания. Он должен быть составлен не позднее, чем через 3 часа с момента доставления лица в орган дознания либо же к следователю. Протокол после внесения в него всех соответствующих сведений подписывается как лицом, его составившим, так и самим задержанным. Вы вправе отказаться от подписи либо же написать, что не согласны с произведенным задержанием. Обязательно задержанному выдается копия такого протокола.

Обратите внимание — неповиновение сотруднику полиции может грозить штрафом от 500 рублей. Однако, если неподчинение сопровождалось нанесением оскорблений, санкции будут строже, вплоть до назначения исправительных раббот на срок до 1-го года https://lexconsult.online/7089-stati-mery-nakazaniya-za-nepovinovenie-sotrudniku-politsii. Непосредственно после задержания проводится личный обыск задержанного с целью отыскания предметов и документов, имеющих отношение к совершенному преступлению, либо же ценных предметов, на которые в будущем может быть наложен арест (ст.184 УПК РФ)

Он проводится лицом того же пола, что и задержанный, в присутствии понятых и при необходимости специалиста

Непосредственно после задержания проводится личный обыск задержанного с целью отыскания предметов и документов, имеющих отношение к совершенному преступлению, либо же ценных предметов, на которые в будущем может быть наложен арест (ст.184 УПК РФ). Он проводится лицом того же пола, что и задержанный, в присутствии понятых и при необходимости специалиста.

После задержания в течение суток задержанный должен быть подвергнут допросу. Он производится по месту ведения следствия либо по месту содержания задержанного. Главные правила допроса подозреваемого:

  • не может непрерывно продолжаться более 4 часов, а после перерыва (до 1 часа) может продолжиться, но не может превышать 8 часов в день;
  • по решению врача в случае болезни время допроса может быть сокращено или и вовсе следственное действие переносится на другой день;
  • допрос должен быть запротоколирован. Документ подписывается всеми участниками допроса. Подозреваемый вправе отказаться от дачи показаний либо давать показания, но отказываться от подписи в документе.

Задержанный после проведения с ним всех необходимых следственных и процессуальных действий содержится в пределах установленных законом сроков в изоляторе временного содержания. Если основания для задержания гражданина сотрудниками полиции отпали, то лицо незамедлительно должно быть отпущено на свободу. В случае, когда вина подтверждается, возможно как дальнейшее нахождение подозреваемого на свободе, так и приданием ему статуса обвиняемого и избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (арест).

Разница между арестом и задержанием заключается в том, что второе – это лишение свободы на непродолжительное время, связанное с подозрением в совершении конкретного преступления, а арест применяется к тем, чья вина доказана и кому придан статус обвиняемого.

Как себя вести при задержании полицией — расскажет адвокат:

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий